Транспортное строительство не останавливается

1 стр. из 1

В марте на расширенном заседании коллегии Минтранса РФ глава министерства РФ Игорь ЛЕВИТИН обнародовал итоги 2008 г. и озвучил планы на ближайшее будущее. В мероприятии также приняли участие заместитель председателя правительства РФ Сергей ИВАНОВ, министр образования и науки Андрей ФУРСЕНКО. В докладе «Об основных итогах социально-экономического развития транспортного комплекса в 2008 году и задачах на 2009 год» министр транспорта первым делом отметил, что по отчетному периоду в целом с поставленными задачами справиться удалось.

Плановые работы проводились в срок

По словам Игоря Левитина, в 2008 г. была проделана большая работа по формированию государственной транспортной политики на долгосрочный период, утверждены основные стратегические и программные документы. Благодаря непосредственному участию Министерства решением совета глав государств СНГ сотрудничество в области транспорта объявлено ключевым направлением взаимодействия государств. Большая работа была проведена в рамках ЕврАзЭС по реализации Концепции формирования единого транспортного пространства стран — членов организации.

Несмотря на сложившиеся экономические условия, транспортный комплекс в целом завершил прошлый год с положительными результатами.

Расходование средств по ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)» за отчетный период составило 795 млрд руб. за счет всех источников финансирования.

На финансирование подпрограммы «Автомобильные дороги» использовано 52% всех объемов бюджетных ассигнований. Было введено в эксплуатацию более 2 тыс. км автомобильных дорог, что на 40% превышает показатель ввода 2007 г.

Из них 560 км дорог федерального значения. Доля протяженности федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, возросла до 38,5%. Значительной составляющей расходов федерального бюджета стали субсидии субъектам Российской Федерации на дорожное хозяйство, размер которых составил 100 млрд руб.

На воздушном транспорте основным направлением финансирования является развитие объектов наземной инфраструктуры в аэропортах. Объем финансирования составил 23 млрд руб., что на 18% больше объемов предыдущего года. В прошлом году завершены работы по реконструкции взлетно-посадочных полос в восьми аэропортах. Количество используемых воздушных трасс превысило 800, из них международных — более половины.

На поддержание в работоспособном состоянии объектов инфраструктуры внутренних водных путей направлено 12,5 млрд руб. Закончено строительство второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла на реке Дон. На подпрограмму «Морской транспорт» из федерального бюджета выделено более 10 млрд руб., что на 64% больше, чем в 2007 г.

Осуществлялось финансирование крупных инфраструктурных проектов, таких как морская, железнодорожно-автомобильная паромная переправа Усть-Луга — Балтийск, паромный комплекс в Балтийске, морской пассажирский терминал на Васильевском острове Санкт-Петербурга.

В сфере железнодорожного транспорта бюджетные средства направлены на строительство пускового комплекса железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск в Республике Саха (Якутии). Строительство линии ведется на условиях софинансирования совместно с ОАО «Российские железные дороги» и Республикой Саха (Якутией).

На развитие метрополитенов субъектами Российской Федерации было выделено почти 9 млрд руб. Введены в эксплуатацию новые станции в Санкт-Петербурге и Казани.

В рамках подготовки к Олимпиаде в городе Сочи Минтрансом ведутся работы по строительству объектов транспортной инфраструктуры. Практически по всем объектам определены проектные организации и подписаны государственные контракты. Работы проводятся в соответствии со сроками, установленными графиком строительства олимпийских объектов. С целью повышения эффективности управления реализацией мероприятий по строительству в Сочи принято решение о создании транспортной дирекции Олимпийских игр.

«В новых экономических условиях»

«Влияние новых экономических условий потребовало от нас уточнения установленных приоритетов на среднесрочную перспективу, — продолжил Игорь Левитин. — В целях развития региональных дорог и снижения нагрузки на бюджеты субъектов правительством принято решение об увеличении размера софинансирования за счет средств федерального бюджета с 80% до 95%».

Министр транспорта также обратился к руководителям регионов с просьбой принять на своем уровне решения об установлении таких ставок налогов, которые не позволят увеличить налоговую нагрузку на владельцев транспортной инфраструктуры по сравнению с 2008 г. Кроме того, Минтрансом предлагается упростить процедуру возмещения НДС для крупнейших организаций-экспортеров товаров и услуг посредством восстановления института «традиционного экспортера».

В число главных задач входит и привлечение внебюджетных источников в развитие транспортной инфраструктуры. Проводится работа по законодательному закреплению возможности выпуска инфраструктурных облигаций, в том числе под правительственные гарантии.

Учитывая сложившуюся ситуацию на мировых финансовых рынках, Минтранс предложил двухэтапный подход. Первый этап — обеспечение выпуска облигаций, обладающих рядом ключевых характеристик, присущих инфраструктурным облигациям. Второй этап — разработка и принятие федерального закона «Об инфраструктурных облигациях». Данный подход нашел свое подтверждение в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года. В сфере железнодорожного транспорта уже зарегистрирован проспект эмиссии облигаций ОАО «РЖД» в объеме 100 млрд руб.

Получит также развитие реализация инфраструктурных проектов на условиях ГЧП. Речь идет о десяти проектах, которые получили в 2008 г. поддержку из Инвестиционного фонда в размере 18,5 млрд руб. (пять в сфере железнодорожного транспорта и пять в сфере дорожного хозяйства).

По двум проектам в сфере создания скоростных автодорог («Скоростная автомобильная дорога Москва — Санкт-Петербург на участке км 15 — км 58» и «Новый выход на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва — Минск») в 2008 г. выбраны победители конкурсов. В настоящее время ведется работа по подписанию концессионных соглашений.

В целях привлечения инвестиций в дорожное хозяйство и снижения издержек при производстве дорожно-строительных работ принято решение о создании на базе ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» крупной лизинговой компании, специализирующейся на поставке техники для нужд дорожного хозяйства. В 2009 г. планируется увеличить ее уставной капитал на 3 млрд руб. за счет средств федерального бюджета.

Приоритетным направлением в области дорожного хозяйства является создание государственной компании «Российские автомобильные дороги». В прогнозный план приватизации федерального имущества на 2009 г. включены 145 дорожных эксплуатационных предприятий, находящихся в ведении Росавтодора. С учетом создания государственной компании Минтрансом России подготовлены и направлены на согласование в Минэкономразвития России предложения по исключению из плана приватизации этих предприятий.

С учетом правительственных решений министерством также подготовлены предложения по оптимизации бюджетных расходов, исходя из установленных приоритетов развития транспортной отрасли. В 2009 г. средства федерального бюджета в приоритетном порядке будут направлены в том числе на сохранение существующей инфраструктуры и обеспечение надлежащего ее содержания, завершение строительства начатых объектов и объектов, имеющих важное социальное значение (таких как автодорога Чита — Хабаровск, автомобильно-железнодорожный паромный комплекс Усть-Луга — Балтийск, Морской пассажирский терминал на Васильевском острове), развитие транспортной инфраструктуры городов Сочи и Владивостока, реализацию комплексных инфраструктурных проектов на условиях ГЧП (организация высокоскоростного железнодорожного сообщения в РФ и др.).

Реализация ФЦП «Модернизация транспортной системы России»

Важнейшей отраслевой целью 2009 г., как отмечает Минтранс, является завершение реализации программы и достижение запланированных результатов при снижении объемов ее финансирования. Министерство совместно с агентствами — государственными заказчиками подпрограмм — откорректировало годовые задания по стройкам, сконцентрировав средства на приоритетных пусковых комплексах и объектах. (Общее сокращение средств федерального бюджета на реализацию программы в 2009 г. составило 115,3 млрд руб.)

Для достижения поставленной цели предусматривается сконцентрировать ресурсы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников на важнейших объектах, завершение строительства которых планируется в текущем году, и подготовке проектов, которые будут реализованы в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)», а именно:
 объектов, обеспечивающих безопасность функционирования транспортной системы;
 объектов, реализация которых связана с проведением мероприятий общегосударственного значения, таких как Саммит АТЭС во Владивостоке в 2012 г., Олимпиада 2014 г. в Сочи;
 объектов, которые могут быть введены в эксплуатацию в текущем году, в том числе при условии выделения отдельных пусковых комплексов;
 объектов, реализуемых на основании поручений президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации;
 объектов, реализация которых будет максимально способствовать достижению целевых и объемных показателей программы.

В частности, намечено:
 обеспечить завершение создания самой протяженной в мире национальной автомагистрали Москва — Владивосток, которая свяжет дорожную сеть Дальневосточного региона с опорной сетью дорог страны, станет стимулом социально-экономического развития восточных территорий (строительство автомобильной дороги Чита — Хабаровск);
 повысить эффективность транспортного обеспечения Севера, расширить разработку минерально-сырьевой базы Республики Саха (Якутии) (железная дорога Беркакит — Томмот — Якутск);
 значительно увеличить скорость сообщения и безопасность движения на автомагистралях, снять нагрузку, оказываемую транзитным транспортом на городскую улично-дорожную сеть, улучшить экологическую обстановку в крупнейших городах России (строительство кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга и др.);
 обеспечить растущие межрегиональные и транзитные потоки автомобильного транспорта на основных направлениях международных транспортных коридоров (модернизация и реконструкция федеральных магистралей «Беларусь», «Россия», «Дон» и др.);
 повысить качество обслуживания пассажиров в традиционном курортном регионе к проведению XIV Зимних Олимпийских игр (реконструкция аэропорта и морского вокзала в Сочи).

На реализацию федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)» в 2009 г., как считают в Минтрансе, будет влиять целый ряд факторов. Один из них — своевременность принятия постановления правительства Российской Федерации, утверждающего новую редакцию программы, и обеспечение ее согласованности с ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)».

Дата: 10.04.2009
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 2-3(75)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!