Виктор Силин: «Энергетика всегда должна идти опережающими темпами»

1 стр. из 1

О перспективах развития в ЗАО «ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКО-СТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ» («ЭФЭСк») сегодня не только продолжают говорить, несмотря ни на какие «сложные времена», но и полноценно ведется конкретная работа по подготовке и реализации новых масштабных проектов. Сравнительно недавно это направление деятельности холдинга возглавил человек, которого энергетикам Северо-Запада представлять не надо, — это Виктор СИЛИН, ныне технический директор ЗАО «ЭФЭСк».

–Виктор Игнатьевич, наш журнал не первый раз пишет о вашей корпорации, но после предыдущей публикации прошло уже немало времени. Пожалуй, широкому кругу читателей всей страны целесообразно пояснить, что значит — «у ЭФЭСка появился новый технический директор», специализирующийся на перспективных разработках.

— 37 лет, т. е. практически всю жизнь, я проработал в ОАО «Ленэнерго», по порядку пройдя все ступеньки служебной лестницы до должности первого заместителя генерального директора — главного инженера. 10 января прошлого года мне исполнилось 60 лет, и я решил вместо ухода на так называемый заслуженный отдых резко изменить судьбу в другом смысле. Принял предложение, собственно, заниматься по более узкой специализации, тем, что для меня всегда было самым интересным. ЗАО «ЭФЭСк» я знал очень давно как подрядчика ОАО «Ленэнерго». Теперь в должности технического директора холдинга занимаюсь прежде всего перспективными разработками, непосредственно техническими решениями.

— О каких же проектах на перспективу сейчас идет речь?

— Здесь следовало бы напомнить, что «ЭФЭСк» — такая строительная корпорация, которая имеет в своем составе и проектный институт. Это большое преимущество. Хотя при подряде подразумевается наличие технического задания заказчика, тем не менее мы всегда можем проконтролировать, как идет проектирование, его сроки, применение проектных решений. Руководство этим процессом я и осуществляю.
Из интересных проектов, которыми занимается «ЭФЭСк», можно отметить вынос грузового движения с основного железнодорожного хода от Санкт-Петербурга на Выборг. Грузооборот возрос, и поэтому РЖД поставило такую задачу, как требующую достаточно оперативного решения. Под скоростное пассажирское движение Санкт-Петербург — Хельсинки будет отдана реконструированная существующая магистраль, где тоже без энергетиков не обойтись. А по новой, обходной ветке, т. к. речь об электротяге, по ходу грузового движения нужно спроектировать, реконструировать существующие или построить новые 10–12 тяговых подстанций 110/10 кВ. Сейчас очень плотно работаем с проектными организациями Октябрьской железной дороги.

Как потенциальный подрядчик также будем участвовать в проектировании тяговых подстанций и воздушных линий электропередачи 110 кВ. Более того, у нас уже есть договор по последующему строительству — по другому направлению, в сторону порта «Усть-Луга». С возведением там мощных нефтяных, угольных и других терминалов соответственно увеличился и продолжит возрастать железнодорожный грузооборот. Мы уже в этом году должны начать строить две линии 110 кВ в сторону Усть-Луги.

Кроме того, «ЭФЭСк» участвует в обсуждении, проектировании и, видимо, будет подрядчиком в строительстве подстанции 330 кВ «Усть-Луга» рядом с глубоководным морским портом. Все принимаемые решения по ПС 330 кВ «Усть-Луга» должны соответствовать технической политике ОАО «ФСК ЕЭС», т. к. эта подстанция будет передана в оперативное управление Федеральной сетевой компании.

Еще один перспективный проект, которым я занимаюсь, — это строительство высоковольтных подстанций для обеспечения нагрузок Северо-европейского газопровода с пропускной способностью 55 млрд. куб. м газа в год. По ходу трубы на территории Ленобласти намечено реконструировать две существующие высоковольтные подстанции и построить две новые. Сейчас совместно с ОАО «Ленэнерго» прорабатываем варианты. Это очень ответственное дело, есть даже специальное поручение премьер-министра В. В. Путина, что газопровод должен заработать в начале 2011 г.

Следующее направление — это Ленинградская атомная станция в Сосновом Бору. Там работают четыре блока по миллиону киловатт, но срок их службы заканчивается. Сейчас проектируется замещающая мощность. Нашей корпорации хотелось бы участвовать в строительстве электротехнических объектов на ЛАЭС-2. Кроме того, принято решение построить там же завод «Балтийская кремниевая долина». Предприятие будет производить кремниевый песок, используемый, в частности, в атомной энергетике. Россия, таким образом, войдет в число основных производителей поликристаллического кремния электронного качества. С другой стороны, это очень энергоемкий завод, так что логично расположить его в районе АЭС.

«ЭФЭСк» примет участие в строительстве подстанции 330 кВ «Кремниевая долина», уже разработан график строительства. Мы рассчитываем, что проектирование будет закончено примерно в июле 2009 г., и уже с августа начнутся работы на площадке подстанции. По планам, скорректированным с планами возведения завода, ввод подстанции ожидается в 2011 г. В любом случае, сначала нужно построить подстанцию, поскольку энергетика всегда должна идти опережающими темпами.

За пределами региона сейчас, напомню, ЗАО «ЭФЭСк» уже второй год строит и реконструирует подстанции 220 кВ в Краснодарском крае. Территория региона вообще испытывает недостаток в электроэнергии. И если у нас пик нагрузок зимой, то на Юге, наоборот, максимум наступает летом, когда загружены здравницы и дома отдыха, когда жара и все включают кондиционеры. В это время в сети бывает подчас не 220, а 200 или даже 180 вольт. По планам Федеральной сетевой компании, в регионе строится несколько подстанций. Я думаю, все население края с нетерпением ждет их пуска, намеченного на 2009 г. Это сразу заметно улучшит электроснабжение.

— Если не секрет, какой проект сейчас наиболее интересен лично Вам?

— Как перспективное направление, которым я тоже сейчас занимаюсь, мне особо хотелось бы отметить проект электроснабжения острова Валаам. Там сейчас работают только дизельные электростанции, т. е. нет связи с центральной энергосистемой, к тому же использование данного вида топлива, помимо неудобства в эксплуатации, неблагоприятно влияет на экологию. Заказчиком по проекту выступает также Федеральная сетевая компания, более того, по важности строительства тоже было поручение Владимира Путина, тогда еще Президента России.
Электрификация острова Валаам — это сложное техническое задание. Нужно проложить воздушно-кабельную линию 35 кВ из Карелии, воздушный участок в 24 км и кабельный участок под водой в 27 км.

— Имеются ли в России вообще подобные прецеденты?

— Я знаю, что в Санкт-Петербурге есть подводный кабель 110 кВ длиной около 1 км. Но это, к тому же, были кабели предыдущего поколения, маслонаполненные. Если такой кабель вдруг повреждается, то экологически это крайне плохо.

По Валааму в условиях конкурса ФСК поставила такую задачу, что кабель, который пройдет по дну Ладожского озера, во-первых, должен быть проложен одной длиной без соединительных муфт, а во-вторых, должен быть не маслонаполненным, а из полиэтилена, т. е. из экологически безопасного материала. Работу по подготовке технических решений по технологии и средствам прокладки подводной кабельной линии 35 кВ выполнил подрядчик «ЭФЭСка» — ЗАО «ПАУЭР Групп».

Подводный кабель в России не выпускают, мы выбрали завод-производитель в Швеции. Далее, чтобы перевезти этот кабель длиной 27 км, необходимо арендовать специальную самоходную баржу-кабелеукладчик. Затем при прокладке это судно сопровождают водолазы, чтобы выправлять возможные отклонения кабеля. Есть и другие непростые моменты, а в целом — мы проработали решение сложной, для России уникальной инженерно-технической задачи. Мне данный проект сегодня видится самым интересным еще и потому, что это предстоит сделать впервые. Вся основная подготовительная работа у нас уже выполнена, надеемся участвовать и в этом проекте.

— Кстати, а при более традиционных работах на суше приходится ли обращаться за помощью к иностранцам?

— Нет, на суше сегодня работают наши машины и наши люди. Так, при недавнем строительстве подстанции «Лахта» две кабельные линии 110 кВ длиной 8 км — тоже непростая задача — мы полностью проложили с помощью своих механизмов и силами своего персонала. «ЭФЭСк» обеспечен всем необходимым для выполнения освоенных в России технических решений. У нас очень мощный автопарк, самая современная техника. У нас не было проблем по обеспечению строительства подстанций. Более того, наш персонал прошел обучение в западных фирмах-изготовителях кабелей и электротехнического оборудования, имеет соответствующие сертификаты.

— А что Вы, с точки зрения технического директора, сегодня могли бы отметить применении новых технологий?

— Актуальный пример — наша сегодняшняя работа на юге страны. Там критичным является перепад температур, при котором наблюдается гололедообразование на проводах, что утяжеляет их, вплоть до обрыва. По заданию ФСК наш проектный институт — и мы же будем исполнителями — разработал систему плавки гололеда. Точнее, это даже две взаимосвязанные системы: во-первых, система раннего обнаружения гололеда, а во-вторых — управляемая система плавки гололеда. Первая сигнализирует, на каком участке образовался гололед, какова его толщина. Далее по специальной методике рассчитывается сила тока, необходимая для плавки гололеда, а плавит его специальная установка.

Вообще, ранее применялись системы плавки гололеда переменным током, а у нас это будет производиться на постоянном токе. Такое новшество нигде в России в промышленных условиях еще не применялось.

Из нового, что впервые применил «ЭФЭСк», необходимо отметить также мониторинг состояния кабельных линий. Допустим, те же линии 110 кВ подстанции «Лахта» длиной 8 км — они, проходя под землей, пересекают различные коммуникации, в том числе тепловые сети. Если кабель нагревается, пропускная способность кабельной линии уменьшается. Чтобы знать, произошел нагрев или нет, мы впервые применили мониторинг, основанный на том, что по оптическому волокну проходит модулированный сигнал, сообщающий об изменениях, отклонениях.

По строительству линий электропередач мы освоили также новую технологию использования многогранных опор. Традиционные, так называемые решетчатые, опоры сложны, неудобны в перевозке и сборке. В России разработаны опоры нового типа, так называемые многогранные. Сначала ставится нижнее основание, а затем, как в конструкторе, просто наращивается остальное. Подобные опоры мы сейчас устанавливаем на ВЛ 220 кВ в Краснодарском крае. В целом, есть несколько преимуществ, что уже само по себе тоже прогресс.
Все это находит понимание у наших серьезных заказчиков, которые видят, что передовые технические решения ЗАО «ЭФЭСк» — это единственный способ в одном случае, воплотить уникальный проект, в другом — удешевить и ускорить возведение объекта.

Дата: 10.04.2009
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 2-3(75)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!