Виктор Басаргин: «Результаты в реформировании ЖКХ есть»

1 стр. из 1

16 марта Министерство регионального развития РФ провело Х Всероссийский форум жилищно-коммунального хозяйства, посвященный 360-летию российского ЖКХ. Были рассмотрены вопросы реализации федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», развития управления жилищным фондом, реализации госполитики в сфере коммунального хозяйства и другие актуальные темы. Программа форума открылась приветственным словом заместителя председателя правительства РФ Дмитрия КОЗАКА. Далее с докладом выступил министр регионального развития Виктор БАСАРГИН. Он рассказал о ситуации в сфере ЖКХ, обнародовал статистику и прокомментировал шаги, которые предпринимает Минрегион РФ в решении отраслевых проблем.

По состоянию на 1 марта 2009 г., как сообщил Виктор Басаргин, в отрасли было занято более 2,3 млн человек. 33845 организаций обеспечивают теплом, водой, газом, электроэнергией и другими видами жилищно-коммунальных услуг более 2 млн 664 тыс. жилых домов (свыше 3 млрд кв. м), сотни тысяч объектов инфраструктуры и промышленных производств. Отрасль формирует 4% валового внутреннего продукта страны, а ежегодный объем оказываемых услуг превышает 2 трлн руб.

На настоящем этапе стратегическими задачами развития отрасли являются:
 ликвидация в среднесрочной перспективе аварийного и ветхого жилья;
 содействие самоорганизации населения на жилищном рынке, организации эффективного управления многоквартирными домами;
 модернизация сферы ЖКХ, приведение жилищного фонда к состоянию, отвечающему условиям энергоэффективности, экологии;
 обеспечение социальной защиты в части оплаты коммунальных услуг отдельными группами граждан (пожилыми людьми, инвалидами, многодетными семьями и т. д.);
 совершенствование тарифной политики;
 завершение процесса финансового оздоровления предприятий ЖКХ;
 привлечение бизнеса (включая зарубежных инвесторов) к управлению и инвестированию в жилищно-коммунальную инфраструктуру, развитие частно-государственного партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг.

Результаты коллективной работы

«Остановлюсь на результатах коллективной работы по достижению целей реформы ЖКХ, — продолжил министр. — Результаты есть, за ними — напряженный труд работников отрасли. Вас и тех, кого вы представляете на нынешнем юбилейном форуме».
Особо важным показателем Виктор Басаргин назвал снижение количества коммунальных аварий. В текущий отопительный сезон произошло 30 аварийных и чрезвычайных ситуаций, в то время как в осенне-зимний период 2007–2008 гг. их было 85. За этой динамикой — инвестиции в капитальный ремонт домов и модернизацию инженерной инфраструктуры ЖКХ, усилия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилого фонда. Показательно, что в тех регионах, где реформа ЖКХ проходит эффективно, вообще отсутствуют аварийные и чрезвычайные ситуации (Приволжский и Уральский федеральные округа).

«Катализатором роста темпов капитального ремонта и решения проблем ветхого жилья стали средства федерального бюджета, — отметил министр. — В рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» в 2008 г.
на эти цели было выделено свыше 6 млрд руб. После 2010 г. подпрограмма не завершится, а будет продолжена в рамках подготавливаемой Минрегионом программы «Жилище» на 2011–2015 гг. Приняты решения о выделении средств Фонда реформирования ЖКХ на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья по 123 заявкам 78 регионов на общую сумму 53,6 млрд руб.».
Выделение указанных средств позволит отремонтировать 40,6 тыс. домов, улучшив условия проживания 6 млн человек, и расселить 1999 аварийных домов, где проживает 33,7 тыс. человек. На сегодня выделенные средства уже позволили обеспечить ремонтом 34370 домов (85% от заявленных к ремонту) в 58 субъектах Федерации. По программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда расселены 253 аварийных дома, в которых проживало 5922 человека. В целом, по программе переселения из аварийного жилья выделены средства на сумму 17,1 млрд руб., что позволяет переселить 53420 человек в 19735 квартир.

По состоянию на 10 марта 2009 г. 26 субъектов Федерации разместили заказы на приобретение квартир на общую сумму 16,2 млрд руб. Итоги размещения подведены в 22 субъектах Федерации, где заключены государственные контракты на приобретение 7680 квартир на сумму 11,7 млрд руб., 3,2 млрд руб. из региональных бюджетов уже перечислены застройщикам.

Таким образом, на сегодняшний день в программах Фонда содействия реформированию ЖКХ участвуют 78 субъектов Федерации. Общий объем осваиваемых финансовых средств, с учетом софинансирования регионами, составил 110,2 млрд руб. Освоение средств Фонда обеспечит занятость 1,5 млн человек. По имеющимся оценкам, участие субъектов Федерации в программах Фонда ЖКХ увеличивает доходы региональных и местных бюджетов на 30%.

«Во время моих рабочих поездок в регионы я был свидетелем того, что основные объемы жилищного строительства сейчас ведутся именно за счет этих средств, — подчеркнул Виктор Басаргин. — На встречах с губернаторами, главами муниципальных образований, руководителями строительных компаний звучала, в общем-то, одна просьба: сохранить во что бы то ни стало направленность и объемы этих финансовых потоков. Хочу подчеркнуть: государство не намерено их сокращать. Однако федеральное финансирование не должно заменять собой средства регионов. Иначе реформу отрасли нам никогда не закончить».

Расходуя средства, по словам министра, важно также не забывать о решении задач реформирования экономического механизма отрасли на новых институциональных началах.

«Сегодня можно с уверенностью сказать, что в стране сформировался слой собственников жилья, — продолжил глава Минрегиона. — С 1995 г. доля жилищного фонда, находящегося в собственности граждан, увеличилась с 44,1% до 79%.
В 2008 г. доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления, составила около 70% и по сравнению с 2005 г. увеличилась более чем в 3 раза».

В конце 2008 г. доля многоквартирных домов, управление в которых осуществляется управляющей организацией, выбранной собственниками, составила более 32,2% и увеличилась в 2,5 раза по сравнению с 2005 г. Всего за 3 года число организаций, оказывающих услуги в сфере ЖКХ, в целом по России выросло на 19,4% и составило 33845 предприятий.

Характерным для отрасли стало изменение формы собственности хозяйствующих субъектов, оказывающих жилищно-коммунальные услуги. Если в 2006 г. в целом по России предприятий частной формы собственности было 7%, то к концу 2008 г. их доля составила 70%. Особенно активно процесс передачи муниципальной и государственной собственности в частную проходил в Дальневосточном федеральном округе.

«В этой связи необходимо изжить сложившийся стереотип, что бизнес придет в сферу ЖКХ только тогда, когда выгода будет очевидна, — подчеркнул Виктор Басаргин. — То есть после того, как государство с участием граждан капитально отремонтирует жилфонд, заменит сети, установит приборы индивидуального и коллективного учета, ликвидирует ветхое и аварийное жилье, выстроит систему платежей. Либо придет сейчас, но не надолго, с целью приватизации функций, установления монопольно высоких цен на локальных рынках услуг ЖКХ, получения возможно большего дохода с последующим его размещением в другой, более доходной рыночной нише, при этом не вкладываясь в модернизацию.

И тот, и другой вариант неприемлемы, и наша задача, в том числе Министерства регионального развития, создать такой контур правовых и экономических условий, при котором бизнес рассматривал бы отрасль ЖКХ как направление диверсификации своей деятельности, приходил всерьез и надолго, разделяя с государством, муниципалитетами и гражданами риски и трудности модернизации сферы. В этом и есть смысл частно-государственного партнерства и социальной ответственности бизнеса».

Промежуточные итоги реформирования

Далее, подводя промежуточные итоги реформирования жилищно-коммунальной отрасли, министр отметил следующие основные моменты.
По всем направлениям реформирования ЖКХ к настоящему времени подготовлена основная база нормативных правовых актов, регулирующих процессы реформирования. В целом сформирована и закреплена организационная структура государственного управления развитием отрасли. Установлены полномочия участников. Создана и заработала необходимая рыночная инфраструктура и институты функционирования: институт саморегулирования, Фонд содействия реформированию ЖКХ, Фонд развития жилищного строительства, Агентство ипотечного жилищного кредитования.

Организационно разделены функции управления и хозяйствования через создание таких структур, как ТСЖ, управляющие компании, в том числе частных форм собственности.

Существенно увеличено ресурсное обеспечение реформирования ЖКХ. За период с 2008 по 2011 гг. в федеральном бюджете расходы на ЖКХ составят 297 млрд руб., объемы финансирования за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ — еще 240 млрд руб. В региональных бюджетах расходы составили в 2008 г. 528 млрд руб., в том числе фактически выделены были на подготовку к зиме 144,3 млрд.

Основным результатом проведенной работы стало увеличение темпов проводимых ремонтных работ. У населения появился стимул к экономически активному поведению, расширились возможности приобретения жилья, сформировался класс собственников. Ускорилось внедрение рыночных механизмов в работе отрасли.

«В то же время пока не удалось довести до логического завершения ряд из запланированных целей реформы, — констатировал министр. — Так, ресурсы отрасли даже с учетом бюджетного финансирования недостаточны для комплексного решения накопившихся проблем развития. Требуется увеличение вложений в разы. Для примера, не менее 20% вновь введенного жилья должно использоваться для ликвидации аварийного, изношенного, имеющего низкие потребительские свойства жилищного фонда. В настоящее время в большинстве регионов России на эти цели используется не более 3–5% вновь введенного жилищного фонда. Притом что в капитальном ремонте нуждается до 40% жилых домов, по разным субъектам Федерации ежегодно капитально ремонтируется от 0,3 до 1,2% их общей площади».

И все же, по мнению Виктора Басаргина, «мы существенно продвинулись по пути реформы. Государством заложены основы для эффективного развития отрасли как в части нормативно-правового обеспечения, создания организационной структуры управления реформы, так и финансового обеспечения. Есть представление государства, как добиться результата на тех направлениях, где пока недостигнуты поставленные цели».

Внедрить стратегический подход

Для того чтобы оказать помощь участникам процесса развития жилищно-коммунального хозяйства, Минрегионом России в рамках своей компетенции разработан Комплекс мер по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 2009–2011 гг. Основными задачами предстоящего этапа являются пересмотр принципов тарифного регулирования и ликвидация ветхого и аварийного жилья, неэффективных производств.

Подготовлены соответствующие изменения в федеральные законы с целью увеличения возможностей субъектов Федерации в получении финансовых средств в рамках адресной программы переселения граждан из аварийного жилья. Определен порядок контроля за состоянием жилищного фонда независимо от его форм собственности, подготовлены изменения в 185-ФЗ в части закупки жилья под нужды переселения из ветхого и аварийного жилого фонда.

Готовятся предложения по изменению федерального закона № 225 в части замены нормы, предусматривающей выкуп у застройщиков жилья высокой степени готовности, которая исчерпает себя в 2009 г., а также предложения по мерам поддержки использования малоэтажного строительства при решении проблемы аварийного жилья. В этих целях министерство предлагает создать региональные фонды для капремонта, где можно сконцентрировать средства бюджетов всех уровней, инвесторов и физических лиц.

«В части оценки эффективности расходования средств подчеркну — наша цель получить после капитального ремонта энергоэффективные дома, управлять которыми граждане захотят и, главное, смогут, — сказал Виктор Басаргин. — Если после проведения капитального ремонта дом не стал энергетически эффективным, управляемым в главном — экономии потребляемых ресурсов, средства на ремонт потрачены напрасно. Мы налаживаем систему мониторинга, и одной из ее целей будет определение ответственных за неэффективное расходование средств».

В целях обеспечения своевременного проведения мероприятий по ремонту, реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры и снижению потерь разрабатывается Порядок установления тепловых нагрузок, а также методические рекомендации по подготовке программ развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, расчету тарифов и надбавок, установлению критериев, используемых для определения доступности для потребителей услуг ЖКХ.

По словам министра, «цель — создать мотивацию к сокращению расходов потребления энергоресурсов, повышению качества коммунальных услуг. Сейчас мы готовим предложения по стимулированию разработки и внедрения специальных технологий энерго- и ресурсосбережения, отказа от применения при модернизации объектов ЖКХ устаревшего оборудования, материалов, срок службы которых менее 15 лет».
Одно из основных направлений работы Минрегиона — расширение государственной поддержки строительства малоэтажного жилья, которое стимулирует собственника на снижение расходов и освобождает государство от необходимости нести постоянные затраты на содержание этого фонда. В числе мер поддержки видится предоставление в лизинг комплектов домов с рассрочкой платежа до 5 лет, разработка типовых проектов малоэтажных домов.

С целью поддержки создания и функциоирования ТСЖ и иных форм самоорганизации граждан в жилищной сфере начата разработка методических рекомендаций для органов местного самоуправления по содействию созданию ТСЖ в многоквартирных домах, которые будут размещены на сайте Минрегиона России. Разрабатывается примерный договор управления многоквартирным домом между собственниками помещений и управляющими организациями. Готовятся поправки в федеральные законы, закрепляющие меры ответственности управляющих компаний, введение в практику системы страхования, установление гарантий для потребителей услуг в случае банкротства управляющих компаний.

Виктор Басаргин также отметил, что «в жилищно-коммунальном комплексе в многочисленных программах реформирования явное предпочтение оказывается не стратегическим, а текущим задачам. Это касается практически всех направлений, реализуемых сегодня на местах. Фонд содействия развитию ЖКХ может эффективно работать только в комплексе с мерами, предпринимаемыми в субъектах Федерации. Поэтому необходимо внедрить стратегический подход к управлению коммунальным комплексом». В системе учета намечено:
 на федеральном уровне создать автоматизированную систему сбора в стандартизированном формате информации о состоянии отрасли по всем видам деятельности ЖКХ и всем участникам процесса управления;
 на муниципальном уровне создать единую информационную базу, включающую расчеты за ЖКХ, информацию пенсионного фонда, службы социальной защиты, БТИ;
 повысить дисциплину по предоставлению информации в центр;
 организовать качественный учет жилищного фонда на муниципальном уровне, для чего провести техническую инвентаризацию с целью определения фактического состояния жилищного фонда, закончить разработку и утверждение градостроительных планов.

«Мы предлагаем на федеральном уровне при согласовании со всеми участниками управления в отрасли разработать комплексные целевые показатели развития коммунального комплекса по каждому участнику, инструменты и методы реализации стратегии управления коммунальным комплексом, — резюмировал Виктор Басаргин. — Еще одним шагом может стать выстраивание вертикали системы контроля и воздействия, направленной не только на управляющие компании, но и на реальных собственников — физических лиц».

Дата: 10.04.2009
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 2-3(75)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!