|
|||||
1 стр. из 1 В истории человеческой цивилизации есть определенные характерные черты этапов развития. Кроме чисто экономических и скрытых социальных показателей у данного процесса есть несколько внешне зримых, очевидных проявлений, которые видны невооруженным глазом. В древние времена, наверное, среди них было число повозок и постоялых дворов по дорогам. А в современном мире, в развитых странах, этими внешними показателями служат количество строек и поток автомобилей на и вокруг тех же дорог. В государстве не столь уж много таких отраслей производства, как строительство и автомобилестроение, развитие которых требует одновременного развития стольких других смежных отраслей хозяйства. Строительство любого дома, сооружения, дороги и других объектов обязательно требует развития производства цемента, кирпича, металла, деревообработки, подъемных механизмов, всех видов транспорта, химической и энергетической отраслей и т. д. Когда въезжаешь в любую страну, даже не зная о реальном уровне жизни ее граждан, и по дороге видишь череду строительства, то сразу становится ясно, что эта страна бурно развивается. В России такая картина начала показываться после 2000 г., когда процесс бурного строительства вышел за рамки нескольких мегаполисов и стал заметным вокруг наших не таких уж многочисленных, да и неухоженных дорог в регионах. Сразу же стало очевидным, что и сопровождающие технические компоненты производства очень сильно отстают от требуемых объемов предстоящих работ. В частности, количество требуемых лифтов и лифтового оборудования для строящихся высотных зданий, а также необходимых для замены отслуживших свои сроки эксплуатации в сфере ЖКХ страны, намного превосходит суммарные мощности лифтовых заводов не только в РФ, но и в СНГ. Ситуация усугублялась еще тем, что все основные производственные мощности сосредоточены на трех заводах, расположенных в Москве, где условия мегаполиса не позволяют резко увеличить эти мощности без ущерба для стоимости продукции. Впервые неотложные рыночные законы потребовали неизбежной диверсификации производства лифтов, т. е. стала очевидной необходимость организации производства поближе к индустриальным центрам интенсивного строительства в регионах, если в ответ мы не хотим получить у себя поток китайских, корейских и турецких лифтов. Строительство завода ЗАО «ТАТ МЭЛ-ЛИФТ» в городе Елабуге (Республика Татарстан) стало первым примером требуемого развития отечественного лифтостроения. Понятно, что организация такого сложного производства, как изготовление лифтов, на новом месте в полном объеме — мероприятие очень сложное и дорогостоящее. Поскольку собственных средств для этого не имелось, было принято решение осуществить процесс в три этапа — сначала организовать работу по отверточной сборке готовых изделий из заготовок, привезенных из Москвы, затем, после подготовки кадров и производственных площадей, приступить к частичной комплектации на месте в кооперации с местными производителями комплектующих и, наконец, постепенно перейти к изготовлению основных узлов и комплектующих полного цикла заводского изготовления лифтов и лифтового оборудования. Выбор Татарстана связан был с тем, что годовая потребность республики в лифтах оценивалась порядка 1 000 шт. и более. Кроме того, руководство Татарстана па политическом уровне очень серьезно поддержало идею создания такого промышленного объекта. К тому же близлежащие к республике регионы также бурно развиваются и нуждаются в большом количестве современных лифтов. Соответственно, поставлять туда лифты из близкого Татарстана окажется выгоднее, чем привозить их из Москвы и Белоруссии. Учитывая отсталость и металлоемкость традиционного модельного ряда отечественных лифтов, за основу будущих изделий завода были приняты модели разработок нового поколения лифтов завода ОАО «МЭЛ» («Московское электрооборудование и лифты»). Новые лифты действительно существенно и выгодно отличались от своих отечественных аналогов практически по всем основным потребительским и эксплуатационным качественным показателям. Они экономичны, элегантны и близки к современным мировым образцам по комфортабельности, бесшумности и частотной регуляции. Если еще учесть, что головному изготовителю удается оставаться на уровне рыночной стоимости лифтов старого поколения, станет ясна логика выбора этих образцов для массового производства на новом месте. К сожалению, проза нашей реальной действительности всегда успевает вносить кардинальные поправки в процесс реализации любых передовых идей организации производства. В самом начале у созданного завода не было свободных (инвестиционных) средств для масштабной созидательной работы. Исходя из этого, стороны согласовали разумный способ организации, а именно: московская сторона согласилась предоставлять определенное количество товарного кредита в виде готовых лифтов с тем, чтобы у завода были средства для организации текущей работы, а татарстанская сторона, в лице ГЖФ, обещала содействовать в размещении заказов на заводе с целью поддержки его жизнедеятельности. Таким образом, предполагалось организовать регулярную работу нового завода и реализовывать его поэтапное развитие по мере роста производства. Однако данным способом невозможно было осуществить необходимую реконструкцию производственных площадей, и руководство завода оказалось вынуждено взять небольшие залоговые кредиты в банках. Республиканские банки не предоставляли (и сейчас не предоставляют) долгосрочные промышленные кредиты, а вынужденно взятые краткосрочные оказались кабальными как по процентным ставкам, так и по срокам возврата. Кроме того, завод с самого начала своей работы столкнулся с проблемой слаборазвитости и отсутствия корпоративной этики на отечественном отраслевом рынке, а именно с хорошо организованным и координируемым противодействием монополистов. Любые неисправности, недоделки и другие мелкие недостатки, неизбежно встречающиеся в работе любой новой системы, раздували «как из мухи слона» до полного неприятия самой технологии. Демонстративно устраивались отказы от принятия уже поставленных лифтов в эксплуатацию со ссылками на любую мелочь, которую удавалось выискивать. В результате размещение заказов местных потребителей на предприятии свелось на нет, при этом руководству ГЖФ не удалось повлиять на субподрядные строительные организации в том смысле, что целесообразно заказывать лифты на республиканском заводе. Масло в огонь подливало еще то обстоятельство, что закупка, монтаж и эксплуатация лифтов, как правило, ведутся разными организациями. Их деятельность никак не взаимосвязана, при этом каждая из них старается сделать свою часть работы поэкономнее для себя, не заботясь об общеотраслевых интересах. Экономичность в эксплуатации новых лифтов никак не интересна монтажникам, и, более того, чтобы добиться предполагаемой существенной экономии рабочего времени и трудозатрат в процессе монтажа новых лифтов, предварительно требуется дополнительное обучение и подготовка самих монтажников, чему в свою очередь мешает элементарная человеческая инертность и другие преимущественно субъективные факторы. Есть и скрытые, более серьезные пружинные связи взаимозависимости различных организаций, приводящие к невосприятию деятельности нового завода в начале его работы. Становится очевидным, что в создавшейся ситуации без волевого административного вмешательства руководства республики существующая «политическая» поддержка нового производства не перейдет в его фактическую поддержку. Понимая это, руководство завода вынуждено было обращаться прямо к премьер-министру Республики Р. Н. Минниханову. К нашей радости, премьер-министр очень оперативно и положительно отреагировал на обращение, и, по его предписанию, было созвано техническое совещание по обсуждению хода выполнения работ по республиканской программе в рамках 185 закона ФЗ по модернизации ЖКХ, с участием МСА и ЖКХ, ГЖФ, руководства ведущих республиканских лифтовых организаций, республиканского отделения ГТН и руководителей исполнительных комитетов республики, в подчинении которых находятся лифтовые эксплуатационные организации. В ходе совещания было принято решение еще раз произвести технические испытания нескольких новых образцов лифтов в реальных эксплуатационных условиях, после чего решить вопрос размещения массового заказа на заводе по программам госзаказов в рамках работ по 185 ФЗ и строительства жилья по программе ГЖФ РТ. В настоящее время уже смонтированы и работают несколько таких образцов новых лифтов в Елабуге, Набережных Челнах и Казани, а также на самом заводе организована постоянно действующая выставка новых образцов лифтов, в которых устранены все ранее замеченные конструкторские недоработки, и к тому же техника оснащена новыми лебедками марки SIKOR итальянского производства. Приводы дверей, по желанию заказчиков, оснащаются изделиями фирм Fermator и Wittur. Доведены до совершенства технологии изготовления замков и движущихся деталей конструкции кабины лифта и мн. др. По сути дела, предлагаемые сейчас лифты являются новой, более совершенной конструкцией. В условиях всеобщего экономического кризиса решение о размещении республиканских заказов на единственном собственном лифтовом заводе, при прочих равных условиях, является абсолютно правильным и оправданным. Республиканские средства должны быть использованы для спасения республиканских же рабочих мест и производства. Мы абсолютно убеждены, что реальная массовая поддержка новых татарстанских лифтов приведет к тому, что потребители ближайших регионов начнут заказывать лифты именно на республиканском заводе, и, соответственно, от этого реально выиграет республиканский бюджет. В создавшейся обстановке кризиса строительной отрасли загрузка единственного республиканского изготовителя лифтов местными заказами будет абсолютно правильным решением и никак не противоречит требованиям антимонопольного законодательства. Наши ресурсы должны в первую очередь спасать наши же рабочие места. Во всем мире поступают именно так. ЗАО «ТАТ МЭЛ-ЛИФТ» Дата: 10.04.2009 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 2-3(75)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||