Стройотходы: экономить и зарабатывать, особенно в кризис

1 стр. из 1

Ежегодно в мире объемы строительных отходов увеличивается на 2,5 млрд т. Для сохранения окружающей среды наиболее оптимальный вариант утилизации отходов — их переработка (рециклинг). По признанию специалистов, рециклинг — дело прибыльное, особенно в нынешних экономических условиях.

Назначение переработанных строительных отходов может быть самым разнообразным. Так, переработанный в щебень бетон используют для создания временных дорог, им засыпают болота и котлованы.

Демонтаж железобетона происходит во время сноса практически любого строения, поэтому переработка бетона получила широкое распространение.

Рециклинг позволяет экономить на затратах по вывозу строительного мусора (это обходится фирмам недешево); кроме того, чтобы получить разрешение на утилизацию (захоронение) мусора на свалке, необходимо заплатить немалую сумму. Если же обломки, полученные в результате демонтажа металлоконструкций, утилизируются сразу на месте, то необходимость их вывоза отпадает. Чаще всего покупатели вторичного щебня, битого кирпича и иных отходов сами прибывают к месту демонтажа сооружений на своем автотранспорте и своими силами вывозят материалы.

«Переработка строительных отходов должна развиваться, — считает генеральный директор ГК «Ассоциация по сносу зданий» (Санкт-Петербург) Ян Даровский. — С учетом кризиса многие строительные компании стремятся снизить издержки и обращают внимание на вторичные ресурсы, например щебень, который обходится в полтора-два раза дешевле нового щебня из гранита. В тех случаях, когда вместо него можно использовать «вторичку», получается существенная экономия порядка 200–300 руб. с кубометра. Это существенный плюс и для экологической обстановки — отходы перерабатываются и пускаются в дело, а не вывозятся на полигоны и несанкционированные свалки. И касается это не только вторичного щебня; вторичный металл, его поставка на металлургические комбинаты может стать неплохой «финансовой подушкой» в условиях кризиса».

«Состояние строительной индустрии является немаловажным индикатором, оценивающим развитие рынка отраслей и роста конкурентоспособности страны в целом, — говорит заместитель генерального директора по общим вопросам ЗАО «Ольвекс» (Санкт-Петербург) Александр Мармандян. — Строительная отрасль обеспечивает рабочие места, улучшает жилищные и социальные условия жизни граждан, создает новые и реконструирует существующие производственные мощности, создает условия для роста производства в смежных отраслях промышленности. Совершенно очевидно, что наращивание в обороте стройматериалов вторичных ресурсов обеспечивает общее повышение эффективности материальных затрат предприятий стройиндустрии, повышает конкурентоспособность конечной продукции за счет ее ценовой привлекательности. Применение вторичного сырья приводит к частичному снижению затрат конкретного сегмента продукции. В довершении ко всему в конечном итоге происходит улучшение экологической ситуации в регионе, что само по себе не так уж и маловажно».

Участники рынка вторичных ресурсов сходятся во мнении: необходимо, чтобы власть поддержала инициативы бизнеса, заинтересованного в развитии рынка рециклинга. Комплексное и продуманное совершенствование системы обращения со строительными отходами должно быть направлено в конечном итоге на создание целостной индустрии.

«Нужны изменения законодательства, — подытоживает Ян Даровский. — Во-первых, чтобы сделать рынок вторичных ресурсов более цивилизованным, во-вторых, чтобы то, что образуется в результате строительства и демонтажа, не выбрасывалось на «черные» свалки, а свозилось на перерабатывающие производственные площадки. На уровне Санкт-Петербурга целесообразно сделать сеть таких площадок, охватывающих городские территории по периметру, куда строители могли бы свозить отходы. От этого выиграли бы все: город избавляется от необходимости содержать полигоны и бороться с несанкционированными свалками; строительные организации экономят на своих издержках и получают более дешевый вторичный щебень и металл».

Сотрудничество власти и бизнеса, по мнению Яна Даровского, видится в том, чтобы город предоставлял площадки для размещения комплексов, осуществлял финансирование, предоставляя кредиты на приобретение дробильных комплексов. В конечном итоге это позволило бы приблизиться к решению проблемы дополнительных строительных материалов, существенно уменьшило бы количество невозвратных отходов.

Дата: 10.04.2009
Сергей Васильев
"Федеральный строительный рынок" 2-3(75)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!