Работу строителям будут тормозить недоработки Федерального закона № 148-ФЗ

1 стр. из 1

В 2008 году вступил в силу Федеральный закон N148-ФЗ, внесший, наконец, необходимую конкретику по переходу на саморегулирование в области изысканий, проектирования и строительства. Санкт-Петербургский союз строительных компаний «Союзпетрострой», стоявший еще у истоков самой идеи саморегулирования, одним из первых в городе включился в работу по переходу к новой форме регулирования. Вице-президент, директор Союза, д. э. н., профессор, почетный строитель России Лев Моисеевич Каплан — в свое время один из инициаторов самой идеи саморегулирования — рассказал о ходе процесса реализации данного закона.

— Лев Моисеевич, о саморегулировании за последние пять лет было высказано много различных мнений. На страницах печатных изданий нередко разгорались горячие дискуссии о том, нужно ли оно строительному сообществу России и как оно должно реализовываться на практике. Насколько я пониманию, закон № 148-ФЗ поставил финальную точку в этих спорах, а с принятием соответствующих подзаконных актов процесс перехода от системы государственного лицензирования к саморегулированию в строительстве вступил в свою завершающую фазу. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом «поворотном» для строителей законе.

— Да, именно сегодня наконец-то идея перехода от государственного лицензирования к саморегулированию обрела под собой реальную законодательную почву, и мы можем от многолетних разговоров перейти к конкретным действиям. Сколько уже сказано, написано по этому поводу, сколько ожиданий… Вот вышел закон № 315-ФЗ от 1 декабря 2007 г.  «О саморегулируемых организациях». Казалось бы, все, открыты шлюзы для того, чтобы перейти от государственного регулирования в строительстве к саморегулированию. Причем, еще раз подчеркиваю, саморегулирование я всегда рассматриваю не просто как замену выдачи государственных лицензий какими-то сертификатами, а саморегулирование в истинном смысле этого слова. И чем дальше мы будем от власти с точки зрения решения внутренних проблем, тем лучше.

Федеральный закон № 148-ФЗ от 22.07.2008 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» создал, наконец, законодательную основу саморегулирования в строительстве.

Закон позволяет обеспечить самостоятельность компаний, расширяет их права и обязанности. Однако практическая реали-зация перехода от государственного к общественному регулированию до сих пор сдерживалась как несовершенством самого закона, так, особенно, отсутствием подзаконных актов, без которых этот переход был практически невозможен. Однако на сегодняшний день основная законодательная база, позволившая, наконец, зарегистрировать первые саморегулируемые организации, сформирована. К таким нормативным актам относятся: определение государственного органа, ведущего Реестр саморегулируемых организаций (СРО) в строительстве и, следовательно, дающего статус СРО, установление государственного органа надзора за СРО (обе эти функции переданы Ростехнадзору), определен, хотя и с существенными недоработками, перечень работ в области изысканий, проектирования и строительства, влияющих на безопасность в строительстве зданий и сооружений.

— Вы сказали — «несовершенство самого закона». Можно рассказать подробнее о недостатках Федерального закона № 148-ФЗ?

— Следует признать, что закон № 148-ФЗ крайне далек от совершенства. Основные его недостатки, на мой взгляд, следующие.
Слишком велик нижний предел членов саморегулируемых организаций: для строителей — 100 членов, для изыскателей и проектировщиков — по 50. И здесь возникает несколько различных проблем. Для Санкт-Петербурга, где строительных компаний много, это привело к безуспешной попытке создать единую саморегулируемую организацию, против которой я всегда категорически возражал. В данный момент эта бессмысленная идея оказалась дискредитированной самой жизнью.

А для многих регионов до сих пор является проблемой набрать 100 компаний. Они вынуждены создавать межрегиональные СРО с соседними областями или вообще вступать в московские саморегулируемые организации. Но это чревато, с одной стороны, сложностью «удаленного» контроля деятельности региональных компаний для таких СРО, а с другой — запредельностью «столичных цен» для «региональных доходов». Хуже всего складывается ситуация с изыскательскими организациями. Даже в Санкт-Петербурге их всего 14. Таким образом, вероятно, все-таки надо будет создавать единую общероссийскую изыскательскую СРО.

Отсутствие четвертой формы саморегулируемых организаций — комплексной, исключенной на самом последнем этапе принятия рассматриваемого закона — также создает значительные трудности компаниям, занимающимся одновременно строительной, проектной и изыскательской деятельностью. Сложилась ситуация, в которой одна такая компания поставлена перед необходимостью одновременно вступать в две, а то и в три саморегулируемые организации. А в каждую из них нужно внести взнос в компенсационный фонд, оплачивать членские взносы, что, особенно в период сложившегося финансового и экономического кризиса, является довольно затруднительным делом и заметно тормозит процесс формирования компенсационных фондов создаваемых саморегулируемых организаций.
Кроме того, слишком велики взносы в компенсационный фонд, которые означают огромное отвлечение средств из оборота предприятий и требуют найма управляющей этими фондами компании, что непосильно для среднего и малого бизнеса, особенно, повторяю, в условиях кризиса.

То, что действующие лицензии отменяются только с 1 января 2010 года, существенно тормозит создание саморегулируемых организаций, так как многие компании, имеющие на руках действующие в настоящий момент лицензии, выжидают.

Но закон есть закон, и его надо соблюдать. Все будут работать по нему, пока не убедятся, что он плохой. А на это уйдет (по моему опыту) не менее двух лет, прежде чем начнется активный процесс его доработки и внесения поправок.

Тем не менее в настоящее время в Москве уже есть три зарегистрированных саморегулируемых организации, внесенные в реестр Ростехнадзора, а в Санкт-Петербурге и Ленинградской области ведется активная работа по подготовке и переходу на саморегулирование в строительстве. Напомню, что 20 февраля 2008 г. был единодушно принят Меморандум «О взаимопонимании и сотрудничестве строительных объединений и организаций по реализации саморегулирования в строительном комплексе Санкт-Петербурга и Ленинградской области», который заложил четкие и однозначные основы построения системы саморегулирования в наших субъектах федерации.

— Насколько я понимаю, строителям предстоит большой и весьма трудоемкий процесс доработки данного закона, его «наладки» и «шлифовки». Что видится наиболее актуальным и не терпящим отлагательств Вам как представителю крупнейшего и старейшего бизнес-сообщества России, выражающего мнение значительной части строителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области?

— Мы понимаем, что возврата к государственному лицензированию не будет, но то, что выданные лицензии действуют до конца этого года, как я уже говорил, серьезно осложняет формирование некоммерческих партнерств и, следовательно, саморегулируемых организаций.
Требует срочного пересмотра приказ Министерства регионального развития о работах, влияющих на безопасность строительства, так как он содержит целый ряд неточностей и пропусков, требующих исправлений и доработки, — в частности, в нем смешаны виды работ и виды деятельности, нет четкого понятия «заказчик» и «генподрядчик».
Кроме того, остро требуется общественный контроль формирования некоммерческих партнерств и, особенно, их внесения в реестр саморегулируемых организаций.
Затрудняет работу отсутствие четвертой формы саморегулируемых организаций — комплексных.

 Также оказалась требующей особого обсуждения искусственно нагнетаемая проблема сосуществования действующих бизнес-сообществ и саморегулируемых организаций. Это разные формы некоммерческих организаций с разными функциями и задачами. Обязательно нужно сохранить действующие общественные организации, хотя бы на том основании, что многие компании не попадают в СРО (например, производители строительных материалов); многие строительные работы в перечень работ, влияющих на безопасность строительства, тоже не попали.

Я твердо убежден (и это подтверждают, в частности, представители Ростехнадзора), что саморегулируемые организации должны сосредоточиться на допусках и контроле — здесь работы выше головы. Все остальное — функции бизнес-сообществ. И компании это отлично понимают. У нас в «Союзпетрострое» несмотря на то, что некоторым из них пришлось вступить сразу в две создаваемые при нашем Союзе саморегулируемые организации, нет желающих отказаться от членства в самом бизнес-сообществе.

— Кстати, Вы упомянули о создаваемых в настоящий момент при Санкт-Петербургском союзе строительных компаний в соответствии с действующим законодательством двух саморегулируемых организациях: строительного комплекса — «Союзпетрострой-стандарт» и проектировщиков — «Союзпетрострой-проект». Расскажите о том, как идет процесс их формирования.

— В настоящий момент эти некоммерческие партнерства, созданные в целях саморегулирования, разработали всю необходимую для внесения в реестр СРО документацию, набрали количество компаний, соответствующее числу, определенному Федеральным законом № 148-ФЗ, практически завершили формирование компенсационного фонда и готовятся к подаче документов в Ростехнадзор для получения статуса саморегулируемых организаций. Это даст им возможность выполнять свою основную функцию — выдачу допусков на производство работ, влияющих на безопасность капитального строительства.

— Лев Моисеевич, о чем бы Вам хотелось сказать в подведение итогов весьма затянувшегося во времени предварительного этапа перехода строительной отрасли нашей страны на саморегулирование?

— Саморегулирование так же, как воздух для дыхания любого живого существа, необходимо и естественно для рыночной экономики любого развитого государства. Поэтому без преувеличения могу сказать, что мы сейчас стоим на пороге важного переворота в развитии российской экономики, еще одного ее шага к переходу от административно-командной системы к свободному и ответственному формированию рынка самим строительным бизнесом изнутри.

Дата: 24.04.2009
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 3-4(118)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!