Кризис: опасность и возможности

1 стр. из 1

Тема кризиса продолжает волновать всех — она не сходит с новостных лент в Интернете, экранов телевизоров, страниц газет и журналов. Теперь утро у большинства граждан начинается с обзора взлетов и падений индексов акций на мировых биржах. Даже развлекательные передачи сообщают нам о курсе валют и стоимости барреля нефти. Практически любой продвинутый пенсионер или ученик средней школы ответит, чем отличается РТС от ММВБ, а Dow Jones от NASDAQ. Однако главный вопрос, который волнует всех, — когда же это все закончится? Одни эксперты заявляют, что тяжелые времена уже миновали, другие — что все еще только начинается. Кому же верить?

Тенденцией последнего времени стали и различные мероприятия, посвященные теме кризиса: кризис на рынке труда, в промышленности, образовании, культуре, головах и т. д.

Не исключением стал и круглый стол «Кризис: опасность и возможности», проводимый Агентством Бизнес Новостей, с той лишь разницей, что посвящен он был теме кризиса в строительстве, то есть нашей теме. И мы решили рассказать, какой видят нынешнюю ситуацию в отрасли представители строительного сообщества.

Разговор получился непростой, были подняты волнующие строителей проблемы, без решения которых благополучно выйти из кризиса не удастся.

Поговорить о возможностях развития бизнеса в создавшихся экономических условиях были приглашены: вице-президент Санкт-Петербургского Союза строительных кампаний Л. М. Каплан, председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей С. В. Федоров, генеральный директор ГК «Тетра Электрик» Я. Н. Абубакиров, генеральный директор концерна «Росстрой» А. А. Дворецкий.

Выход есть

О сложившейся ситуации и возможных путях решения проблем в строительном комплексе города рассказал собравшимся вице-президент Санкт-Петербургского Союза строительных кампаний Л. М. Каплан:
— Ставка на крупные строительные компании, занимающие 85% всего жилищного рынка города, способствовала тому, что этот десяток крупнейших компаний оказался в наихудшем положении. Именно они набрали в банках кредитов, которые нужно отдавать, именно они выпустили миллиардные облигационные займы, которые нужно гасить. Но все внимание правительства, и особенно правительства нашего города, было обращено на пестование этих компаний. Средний и малый бизнес у нас в полном загоне, я имею в виду строительный. За два с половиной года ни одного клочка земли под застройку средние компании не получили, потому что невозможно попасть на аукцион: сразу перебиваются цены, не выставляются мелкие лоты, на которые могли бы претендовать средние и малые предприятия. Я считаю, и об этом уже говорил неоднократно, это целенаправленная и неправильная политика. Стоит отметить, что крупные инвестиционно-строительные компании создавались как девелоперские фирмы, в результате чего началась монополизация в области жилищного и коммерческого строительства, а также строительных материалов, а это противоречит принципам рыночной экономики. Там, где монополизм, рынку развиваться негде и незачем.

Если мы будем по-прежнему вливать деньги, помогая олигархическим системам и банкам, которые набрали кредитов, то мы ничего хорошего не сделаем, кроме как воспроизведем то, что привело к кризису. Поэтому первая проблема — засилье монополистов.
Вторая проблема — увлечение комплексной застройкой территорий, когда землю продавали тем же монополистам по так называемым коротким пакетам. Ведь для того, чтобы только купить эту землю, нужно было заплатить за квадратный метр будущего жилья от 400 до 700 долларов. А что будет на выходе? Кто из средних компаний может себе это позволить?

Сегодня нужно ставить вопрос таким образом: почему все тяготы по инженерной подготовке территории ложатся на плечи частных компаний? Во всем мире этим занимается государство. Что должны были бы сделать те же монополисты (если бы не кризис)? Провести всю инженерную подготовку, затем безвозмездно передать государству и потом, через 5–7 лет, начинать строить объект. И вот эти ожидания, что выйдут миллионы квадратных метров от частных компаний, лопнули.

Третья проблема — ипотека. У нас до последнего времени существовала система долевого участия граждан в строительстве, повлекшая за собой появление обманутых дольщиков. Затем люди пошли на так называемые потребительские кредиты банков, которые почему-то назвали ипотекой, хотя во всем мире ипотекой называется кредит под залог существующего жилья и выплачивают его в течение 20–30 лет под 5% годовых. Это и есть ипотека. А что такое ипотека в строящемся здании — я до сих пор не понимаю и считаю, что это афера, которая тоже лопнула. Сейчас кредит выдают только три банка в городе, и то под 25–27% годовых, что абсолютно недоступно для населения. Создалась в итоге такая ситуация: строители сидят без денег, средств хватает только на то, чтобы закончить начатые объекты и продавать квартиры, если их купят. По моим данным, около 8 млн. кв. м жилья сегодня заморожено. Объемы работ упали от 30–40%, начались бартерные расчеты между строителями и поставщиками строительных материалов.

Население ведет себя адекватно сложившейся ситуации: раз государство объявило, что квартиры можно купить по 47 тыс. руб. за кв. м, то все выжидают, когда же цены упадут, а банки выдают кредиты только под огромные проценты. Получился полный коллапс, застой.
Какой выход может быть из этой ситуации. Я свое видение ситуации изложил и передал министру регионального развития г-ну Басаргину. Предложение мое таково: отказаться от потребительских кредитов, выдаваемых физическим лицам, поскольку большинству они и недоступны, и перейти на так называемое проектное кредитование, существующее во всем мире. То есть банки выдают деньги под своим строжайшим контролем застройщикам, чтобы они построили жилой дом и потом продавали или государству, или частным лицам готовое жилье. Вот те банки, которые пойдут на проектное кредитование, и нужно будет поддерживать. Тогда возникает второй вопрос: а кто это жилье купит. Вопрос не праздный. Государственную поддержку надо оказать и покупателям квартир в виде субсидирования разницы между кредитами коммерческих банков и действующим уровнем инфляции.

А вот если мы будем оказывать государственную помощь тем, кто показал свою неспособность решать проблемы, то мы окажемся у истоков будущего кризиса.

И в кризис можно работать

По мнению генерального директора концерна «Росстрой» А. А. Дворецкого, и в кризис можно работать. Его фирма успешно строит в области, причем земля, которую компания приобретала под строительство, обошлась порядка 50 долларов за кв. м. «Если мы сегодня вздуваем цену за кв. м, — говорит Анатолий Акимович, — то зачем тогда нужен лозунг правительства о дешевом и комфортном жилье? Откуда оно может взяться?».
И далее: «Мы, безусловно, этот кризис преодолеем. Нам, строителям, не чуждо заниматься бартером. По бартеру идет арматура, цемент и т. д., и государство к такого рода обмену отношения не имеет, в результате чего много теряет, и это нужно понимать.
Строительство — это самая движущая сила, благодаря которой развиваются все отрасли промышленности. Деньги, которые вносит строительство для своих нужд, поддерживают реальную экономику».

Именно сегодня расчищается поле для работы

Своим взглядом на работу в современных условиях поделился с собравшимися генеральный директор ГК «Тетра Электрик» Я. Н. Абубакиров:
— Сейчас объектов, которые находятся в работе, осталось меньше, а вот контролирующих органов столько же, причем они не ходят по тем стройкам, которые заморожены, они ходят друг за дружкой по тем объектам, где ведутся хоть какие-то работы и есть люди, чтобы хоть что-то получить. Это и пожарные, и ростехнадзор, и СЭС, и т. д., причем все проверки внеочередные. И страшно подумать, что в этой ситуации делать малому бизнесу. Ведь для проверки нужно составить к определенному сроку огромное количество бумаг, нужна сильная юридическая поддержка, в противном случае грядут штрафы.
Сейчас рынок практически умер, никто ничего не покупает и не продает. И даже если сейчас объявят о резком снижении цен на квартиры — вала покупателей не будет. Что касается энергетики, и большой, и малой, то она «встала». Если в прошлом году город еще вкладывал средства в реконструкцию больниц, поликлиник и других социальных объектов, то сейчас уже нет. Я не исключаю, что социальные объекты один за другим могут остаться без света.
В городе сегодня остаются без присоединения к энергосетям более 230 домов и четверть коммерческих объектов, 85% малых и средних предприятий не имеют договоров на присоединение.
Кризис — он общий для всех, и я думаю, что бизнесмены между собой договариваются лучше, чем с чиновниками. Есть разные способы договориться, есть, наконец, тот же бартер. Сегодня практически вся десятка крупных петербургских компаний у нас в должниках. Думаю, когда ситуация нормализуется, мы уже будем крупным девелопером, иначе что делать с квартирами, полученными по бартеру? И тем не менее именно сегодня расчищается поле для работы. Возможности сейчас есть у тех компаний, которые не увлекались кредитами. Эти компании могут и в нынешней экономической ситуации создавать новые рабочие места. Мы продолжаем вкладывать деньги в инновации, для этого у нас работает специальная лаборатория.
В скором времени предоставим новую разработку — систему распределения и контроля электроэнергии.

Кризис — стартовая площадка для малого и среднего бизнеса Председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей
С. В. Федоров рассказал о проблемах, волнующих сегодня малый и средний бизнес.

— Кризис — стартовая площадка для малого и среднего бизнеса. В основном от кризиса пострадали крупные компании, капитализация которых упала в несколько раз. Малый бизнес пострадал не так значительно. Что нужно малому и среднему бизнесу от власти? Во-первых, объявить мораторий на все виды проверок, потому что иногда ситуация доходит до абсурда — стоит только достать лопату, тут же появляются ребята и спрашивают: «А что ты там делаешь?».

Во-вторых, мы хотим, чтобы государство нам помогло — развивало реальный сектор экономики и инноватики. Если этого не будет, куда уйдут все инновационные разработки? Их не кому будет внедрять на территории РФ! Поэтому вкладывать колоссальные средства в развитие нанотехнологий, не развивая реальный сектор экономики, — пустое.

В-третьих, вы когда-нибудь пробовали начать свое дело? В среднем нужно миллионов 10. Чтобы стартовать, имея пяток станков, 100 кВт электроэнергии и цех в 500 кв. м. Возможно ли это и почему такая цена? Ответ — инфраструктура.
Если государство хочет вкладывать свои свободные ресурсы, не надо их давать чиновнику, чтобы он распределял субсидии. Вкладывайте в инфраструктуру, и все получат работу, стоимость жилья уменьшится, коррупции будет меньше.

Мы боремся с коррупцией. А что происходит, когда чиновнику дают право субсидировать бизнес. У нас 240 тыс. малых предприятий. Как чиновник должен выбирать? Именно поэтому сегодня мы будем обращаться в правительства Петербурга и РФ с предложением вкладывать финансовые ресурсы в развитие инфраструктуры.

Коллеги, чиновник должен быть заинтересован в развитии бизнеса на его территории.
У нас поступление налогов в бюджет территории зависит не от того, как бизнес себя чувствует, а от того, как ты договорился с вышестоящим руководством. И конечно, нужно менять саму систему управления, которая и называется системой взаимоотношений бизнеса и власти.

Дата: 24.04.2009
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 3-4(118)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!