Стратегия развития нефтехимии до 2015 года

1 стр. из 1

В ноябре 2007 г. правительством Российской Федерации была разработана «Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года». Эта Стратегия в ближайшей перспективе будет являться одним из основных руководящих документов для работников химической и нефтехимической промышленности. Цель данной публикации — ознакомить читателей журнала со Стратегией и обсудить ее основные моменты с уклоном в нефтехимический сектор промышленности.

Общая характеристика отрасли

Нефтехимическая отрасль является базовым сегментом российской промышленности, ее продукция используется в производстве (в скобках приведена доля соответствующих производств в химическом комплексе России):
 основных органических веществ (9,6%);
 пластмассовых изделий (12,1%);
 резинотехнических изделий (7,7%);
 химических средств защиты растений и других агрохимических продуктов (0,2%);
 синтетических и искусственных волокон (1,3%);
 красок и лаков (2,3%);
 синтетического каучука (9,0%);
 пластмасс и синтетических смол (8,5%) и др.

В настоящее время российские предприятия производят около 1% мирового объема нефтехимической продукции. По общему выпуску этой продукции Россия сегодня занимает 20 место в мире и находится на уровне Канады (лидирующие позиции здесь твердо занимают США, Китай и страны Евросоюза).

Предприятия нефтехимического комплекса размещены во всех федеральных округах и в 71-м субъекте Российской Федерации. Наибольшее развитие отрасль получила в четырех федеральных округах: Центральном (доля округа в общем объеме производства нефтехимического комплекса РФ составляет 24,4%), Южном (10,4%), Приволжском (43,5%) и Сибирском (11,2%).

Нефтехимический комплекс является высоко приватизированной отраслью: в частной собственности находятся 69–79% предприятий отрасли; в государственной — 3–6%; в смешанной российской собственности — 3–7%; в совместной российской и иностранной собственности — 3–4%; в муниципальной собственности — 0,1–2%; в иностранной собственности — 1,3–1,4%.

В ряде отраслей нефтехимического комплекса имеются и развиваются крупные корпорационные структуры. Это такие корпорации и холдинги, как «Сибур холдинг», «Лукойл-Нефтехим», «Татнефть», «Еврохим», «Акрон», «Амтел» и др., на которых выпускается около 40% полимерных материалов, от 50 до 70% отдельных видов синтетических каучуков, 82% легковых и 95% грузовых автомобильных шин.
Тем не менее структура российского нефтехимического комплекса пока далека от структуры современной нефтехимической промышленности развитых стран. Число вертикально-интегрированных компаний незначительно, существенную долю российского рынка занимают компании, владеющие одним-двумя заводами.

Рынок и конкурентоспособность российской нефтехимической продукции

За период 2000–2006 гг. экспорт нефтехимической продукции в России возрос более чем в 2,5 раза (рис. 4), что в значительной степени связано с ростом мировых цен на химикаты.
В 2000–2004 гг. темпы роста экспорта нефтехимической продукции опережали темпы роста импорта. Однако, начиная с 2005 г.,
темпы роста импорта стали почти вдвое превышать соответствующий показатель по экспорту вследствие роста спроса на нефтехимическую продукцию со стороны потребляющих секторов экономики страны и недостаточного ассортимента российской продукции (особенно в области малотоннажной химии). Несмотря на это, баланс внешнеторгового оборота продукции нефтехимического комплекса на протяжении более 15 лет остается положительным.
Товарная номенклатура экспорта химического комплекса практически не претерпевает изменений и представлена, главным образом, продукцией низкой и средней степени технологического передела (рис. 5).
В отличие от экспорта номенклатура российского импорта многообразна, и традиционно в ней превалируют высокотехнологичные товары (рис. 6): изделия из пластмасс, автомобильные шины, лакокрасочные материалы, химические средства защиты растений, резинотехнические и резиновые изделия, катализаторы, пластификаторы, т. е. товары с высокой добавленной стоимостью.
Основными региональными рынками сбыта российской неф-техимической продукции являются рынки стран ЕС, СНГ и Азиатско-Тихоокеанского региона (рис. 7).
Существенное влияние на российский экспорт оказывает введение в ряде стран протекционистских и антидемпинговых мер. Такие меры применяют США, ЕС (как единый таможенный союз), Китай, Индия, Мексика, Бразилия, Филиппины, Австралия, Индонезия.
К перечню российской нефтехимической продукции, относительно которой на внешних рынках действуют заградительные меры, относятся: синтетические каучуки, эпихлоргидрин, бисфенол-А, политетрафторэтилен (фторопласт), спирты (бутанол, изобутанол), трихлорэтилен, поливинилхлорид, капролактам. Учет этих запретительных мер особенно важен при проектировании новых нефтехимических предприятий и развитии уже существующих мощностей.
В годы экономического кризиса резко сократился внутренний рынок химикатов. В этих условиях единственным источником доходов многих отечественных производителей стали поставки на внешние рынки, где из-за более низких внутренних цен на электроэнергию и природный газ российские нефтехимические товары имеют ценовое преимущество. За счет экспорта формируется почти половина совокупной выручки предприятий отрасли, причем в отдельных секторах этот показатель превышает 80% (капролактам, ксилолы и др.). Наличие такого положения дел для ксилолов привело к тому, что этот продукт в основном экспортируется. Высокие же его переделы (полиэтилентерефталат) приходится более чем на 90% ввозить по импорту.
Толчок развитию химического комплекса дал резкий рост мировых цен на углеводороды, который повлек за собой и цены на большую часть химической продукции (в том числе и на продукцию нефтехимии). Это стало главной причиной наметившегося в 2003–2004 гг. ускорения нефтехимического производства.
В то же время структура производства в отечественном нефтехимическом секторе оказалась неадекватна современным тенденциям развития российской экономики. Основу его составляет продукция с низкой степенью передела первичного сырья, поэтому потребность в высокотехнологичной продукции (конструкционные пластмассы, химические волокна и нити, синтетические красители, текстильно-вспомогательные вещества, химические средства защиты растений и др.) удовлетворяется главным образом за счет импорта.
В секторах высокотехнологичных нефтехимических продуктов (шин, СМС, конструкционных полимеров, лакокрасочной продукции) отечественные производители оказались крайне уязвимы в конкурентной борьбе с зарубежными.
Удельное производство и потребление нефтехимической продукции на душу населения в России существенно отстает от развитых стран.
Динамика потребления нефтехимической продукции на российском рынке и прогнозы до 2015 г. по комплексу, включающему 300 важнейших продуктов, показывают более чем благоприятные перспективы роста внутреннего спроса на продукцию нефтехимического сектора со стороны промышленного производства, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей — потребителей этой продукции. При этом более половины товарооборота нефтехимической продукции происходит внутри отечественного химического комплекса. По отдельным товарным группам «внутреннее» потребление превышает 90% (полиэтилен, полипропилен, полистирол, полиэтилентерефталат, синтетические каучуки).

Быстрыми темпами развивается строительная индустрия и жилищно-коммунальный сектор, где применяется большое количество изделий из полимерных материалов, стеклопластиков, пенопластов, клеев, лакокрасочной продукции и других химических продуктов.

Прогноз совокупного спроса на основные виды отечественной нефтехимической продукции в 2015 г. представлен в табл. 2.
На конкурентную ситуацию нефтехимического сектора в настоящее время влияют следующие факторы:
 увеличение мировых цен на химические товары вследствие роста цен на нефть;
 расширение спроса на нефтехимическую продукцию со стороны внутреннего рынка, прежде всего со стороны строительной индустрии и бытового сектора;
 снижение ценовой конкурентоспособности отечественных нефтехимических продуктов из-за инфляции, укрепления курса рубля и удорожания товаров и услуг естественных моно-полий;
 снижение степени защиты отечественных производителей от неблагоприятного воздействия импорта в связи с дальнейшей либерализацией внешнеторгового режима, определяемой намерением России присоединиться к ВТО;
 протекционистская политика отдельных государств (США, стран ЕС, Китая, Индии) относительно российской нефтехимической продукции (минеральных удобрений, синтетических каучуков, капролактама, спиртов и др.);
 интенсивное наращивание экспортного потенциала в странах с дешевым углеводородным сырьем (особенно в странах Ближневосточного региона) по продукции, составляющей основу экспорта российского нефтехимического сектора.

Продолжение в следующем номере.

Дата: 24.04.2009
А. В. Артемов
"Петербургский строительный рынок" 3-4(118)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!