1 стр. из 1
Международные выставки, конференции, семинары в сфере реставрации и сохранения культурного наследия — дело привычное. Они имеют не только гуманитарное, но и сугубо прикладное значение.
Это притом, что в каждой стране есть своя школа реставрации, формировавшаяся и проверенная веками, продиктованная климатическими условиями и культурной идеологией. Чему мы учимся друг у друга, чем восхищаемся, что, напротив, не приемлем из зарубежного опыта?
Об этом говорят специалисты Союза реставраторов Санкт-Петербурга и их партнеры.
Нина Николаевна Шангина, председатель совета Союза реставраторов Санкт-Петербурга:
— Расширение профессиональных границ — необходимое условие для развития как отдельного специалиста, так и всей отрасли. Знаний и опыта много не бывает. в частности, вскоре 11 наших специалистов по лепным, штукатурным работам едут в Турин на курсы, организованные итальянской ассоциацией реставраторов «Прорестауро», с которой у нас давние партнерские отношения. У итальянцев среди прочего есть интересные разработки в области структурного проектирования с использованием укрепляющих материалов — таких, например, как углеродная сетка, волокно, стержни. Уверена, что эти новшества найдут применение в Петербурге.
В то же время у нас в гостях совсем недавно побывали студенты французского образовательного объединения «Гильдия мастеров». Сотрудничество, налаженное между всемирно известной ремесленной школой Франции и Реставрационным лицеем Санкт-Петербурга, поддерживают компании Союза, принимающие на практику иностранную молодежь. На сей раз французов интересовала реставрация мебели.
Уверена, что реставратор не должен замыкаться на отечественной школе. Мировой опыт — это своего рода информационная база, позволяющая идти в ногу со временем.
Елена Андреевна Горюнова, специалист по реставрационным работам ЗАО «Горюнов и Горюнов», участница курсов «Прорестауро»:
— Темой, вызвавшей наибольший интерес и у нас, и у итальянцев, стала реставрация внутренних и внешних оштукатуренных плоскостей, представляющих историческую и художественную ценность и относящихся к XVIII – XIX вв. Конечно, итальянский опыт в этом плане бесценен. Именно приверженцы итальянской школы строили наш город, и именно штукатуркой покрыто большинство исторических фасадов. Среди лично моих профессиональных предпочтений — витражи. В Петербурге очень мало подлинных витражей, а в Италии ими украшено множество базилик, там сохранены все традиции этого искусства. Я очень надеюсь пообщаться с мастерами, знающими свое ремесло в тонкостях.
Лев Николаевич Кузнецов, генеральный директор ЗАО «Горюнов и Горюнов:
— Контакты петербургских реставраторов-практиков с зарубежными коллегами начались примерно в середине 90-х гг. с освоения лакокрасочных и штукатурных покрытий. Знакомясь с новым материалом или технологией, мы, безусловно, консультируемся со специалистами КГИОП, которые в каждом отдельном случае дают свое заключение. Сегодня производители ищут новые способы продвижения товара. Так, например, крупные корпорации устраивают обучающие семинары, деловые поездки за рубеж. Я и мои коллеги периодически в них участвуем, это очень полезная в профессиональном отношении вещь. По итогам этих курсов участникам выдаются сертификаты, что повышает конкурентоспособность фирм.
Орельен Роблен, мастер-краснодеревщик, преподаватель центра обучения «Гильдии мастеров Франции»:
— Удивительно: стиль русской мебели был заимствован у Европы, а процессы изготовления у нас совершенно не похожи.
Я стажировался в разных странах, приобрел богатый опыт и профессиональные контакты. В Петербурге мы побывали в Павловске, Петергофе, в храме Спаса-на-Крови, Эрмитаже, Шереметьевском и Мраморном дворцах… Наибольшее впечатление произвело на меня наследие Бартоломео Растрелли. Поражает также масштаб и качество послевоенной реставрации. Я понял, что такие шедевры могут воссоздать только мастера, влюбленные в свое дело.
Антонина Глебовна Гирко, директор Реставрационного лицея Санкт-Петербурга, организатор стажировки французской молодежи:
— Представители «Гильдии мастеров Франции» приезжают к нам с 1994 г., причем участвуют не только в образовательной программе, но и в реставрационных проектах. В частности, в Петропавловской крепости на территории Иоанновского равелина французские каменщики выполнили сложный и редкий вид работ — арочную кладку. У лицея налажены деловые связи и с другими странами, ну а самое плодотворное сотрудничество сложилось с финнами. Интерес, конечно, обоюдный. Европейцев очень интересует наш подход к реставрации — восстановление памятника (интерьера, убранства) в его первоначальном историческом облике.
Галина Владимировна Сергеева, генеральный директор ООО «ПАССИМ», на базе которого организована практика французских реставраторов:
— В нашей компании еще трудятся старые мастера-мебельщики, которые применяют технологии, апробированные временем.
У этих мэтров стоит учиться и российской молодежи, и иностранной. Я сама была в нескольких деловых зарубежных поездках и всякий раз получала полезный опыт. Например, в Италии. Там стараются не воссоздавать утраты. Вот типичная картина исторического интерьера в Италии: высоко, где глаз не различает нюансов, потери декора восстановлены, а на более близком расстоянии утраты не заполнены. При этом то, как тщательно, почти ювелирно наши реставраторы воссоздают утраты, для европейцев тоже является своего рода открытием. Многих действительно поражает уровень реставрационного искусства в Санкт-Петербурге.
Дата: 24.04.2009
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 3-4(118)
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!