|
|||||
1 стр. из 1 Переоценить значение интерьерной реставрации невозможно, Ведь интерьер в деталях, в мельчайших нюансах отделки и предметов обихода раскрывает и общий замысел архитектора, и характер эпохи, и натуру владельца помещений. Исторической правды здесь столько, что одного только дворцового зала бывает достаточно не для одной диссертации, особенно, если это залы великолепных дворцов Петербурга и его пригородов. Специалисты, входящие в Союз реставраторов Санкт-Петербурга, знают, в частности, многие секреты интерьеров Царского Села. — В целом за три года реставрации работа в этом зале проделана капитальная, — рассказывает Геннадий Кравец, директор ООО «Ресстрой», основным заказчиком которого является ГМЗ «Царское Село». — В свое время из-за многочисленных протечек концы деревянных балок сгнили, поэтому штукатурный потолок с подлинной живописью прогнулся более чем на полметра и был подперт бревнами. Пришлось на чердаке создать специальную стальную конструкцию, к которой были подвешены старые перекрытия. При этом, чтобы не повредить живопись, потолок «выдавливали» домкратами со специального рабочего помоста — миллиметр за миллиметром, пока он не занял первоначальное положение. После этого концы балок «залечили», прогнивший местами подшивной потолок обработали специальными составами и прикрепили к новому. Можно сказать, что самый сложный этап работы в «Концертном зале» пройден. Сейчас заканчивается реставрация искусственного мрамора и живописного плафона. А впереди реставрация уникальной напольной мозаики II–III в., привезенной из Италии специально для этих апартаментов. Максимально сохранить искусство зодчих — вот первостепенная задача реставратора, как считает Геннадий Кравец. Он старается применять те методы, технологии и материалы, которые были использованы мастерами прошлого. В Арабесковом зале Екатерининского дворца, который тоже восстанавливается не один год, «поспорили» две эпохи. Первоначально отделка этого парадного помещения была выполнена по проекту Чарльза Камерона, а в середине XIX в. здесь работал Ипполит Монигетти. Встал вопрос: на какой период воссоздавать убранство зала, если после войны в нем ничего не сохранилось? В архивах же остались эскизы Камерона и акварель известного художника Э. Гау, запечатлевшего оригинальные интерьеры. Об отделке Монигетти можно судить по довоенным фотографиям и описаниям в инвентарных книгах. Экспертная комиссия, в которую вошли представители КГИОП, музея-заповедника, генподрядчика и коллеги из Государственного Эрмитажа, решила руководствоваться свидетельством живописца — именно таким зал сохранялся до середины XIX в. Арабесковый зал загадал и другие загадки. После войны в нем располагались казармы и учебные классы морского училища. Двухсветное высокое помещение перекрыли металлическими балками и сделали в нем два этажа. Поставили множество перегородок. Позже здесь была база отдыха, потом ресторан… Только на то, чтобы убрать лишние конструкции и придать помещению его исторический объем, ушло два года. Ну а полностью обновленным зал предстанет к 2010 г. В Тронном зале Екатерининского дворца опытные специалисты сразу обращают внимание на дубовый паркет: что-то с ним неладно. Исторический материал позволяет восстановить картину произошедшего. В конце 50-х гг. прошлого столетия не было мореного дуба, и реставраторы вышли из положения просто: часть фрагментов, которые должны быть темными, изготовили из ореха, пропитанного красочным составом. Со временем покрытие стерлось, и вид паркетного узора, мягко говоря, стал странным. Достать мореный дуб — задача невероятно сложная, однако Иван Петрович Саутов, руководивший тогда ГМЗ «Царское Село», был тверд: никаких подмен. Надо искать. «Это оказалось весьма непросто, — признает Геннадий Кравец. — Мало у нас территорий, где дуб вымачивается в естественной среде 15–30 лет. Существуют, правда, приемы искусственного морения, однако в нашем случае и это подмена. Грядет грандиозное событие, и основные юбилейные мероприятия будут проводиться в Тронном зале. Значит, здесь все должно быть на высочайшем уровне». Между прочим, по словам реставраторов, в нарядном Тронном зале, который открыт для посетителей и является своего рода визитной карточкой музея-заповедника, много потерь позолоты. Прежде не было возможности поддерживать в нем нужную температуру и влажность, стены отсыревали. Сейчас другая эпоха, и плоды труда реставраторов сохранятся гораздо дольше. А трудятся они буквально день и ночь, ведь жизнь в Екатерининском дворце не останавливается. Здесь проходят экскурсии, и многие сотни восхищенных гостей завороженно смотрят и на роскошные детали интерьера, и на тех, кто воссоздает это великолепие. — Сегодня подход к реставрации иной, чем прежде, когда памятники зачастую подновляли участками, — отмечает председатель совета Союза реставраторов Санкт-Петербурга Нина Шангина. — Политика нынешнего городского правительства, Комитета по охране памятников — воссоздавать исторический облик фасадов и помещений комплексно, то есть уделять пристальное внимание каждому квадратному сантиметру. Интерьер в целом, его элементы изучаются и документально, по архивам, и на практике, при помощи бережной расчистки. Дата: 29.05.2009 по материалам редакции "Петербургский строительный рынок" 5-6(119)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||