1 стр. из 1
Начиная со второй половины мая в строительных кругах наметилось активное шевеление, вызванное невыполнением правительством обещанных выплат в поддержку строителей в условиях так называемого всемирного кризиса.
14 мая состоялась встреча за круглым столом, инициированная Санкт-Петербургским союзом строительных компаний «Союзпетрострой». Подобные мероприятия намечены в Петербурге и в Москве на весь май.
Повестка заседания «Пути преодоления кризисных явлений в строительной отрасли» лично у меня вызвала несколько вопросов: «путей» — несколько? И почему явлений, а не «кризиса»? И почему не «признаков» или «последствий»?
Впрочем, послушать было кого и было о чем…
Л. Каплан, директор «Союзпетростроя», открывая «круглый стол», как всегда откровенно, обозначил свою позицию по отношению к ситуации:
— Сегодня у нас получается не круглый стол, а нечто похожее на пресс-конференцию. Будем считать это очередной встречей с прессой, которая давно уже должна стать официально четвертой властью. Хочу сказать, что кризис, который называют мировым, я склонен считать скорее российским, чем мировым. Даже если бы не было «всемирного», через год-два у нас наступило бы отрезвление от всего того, что было у нас надуто, особенно в жилищном строительстве. Мы переживаем очень сложные времена, когда нам придется минимизировать влияние кризиса, который в наибольшей степени ударил по строительному комплексу и по тем, кто связан с ним.
Далее Л. Каплан сказал: «Самое горькое — это слушать слова Президента России о том, что провозглашенная государственная поддержка строительному комплексу — триллионы рублей — направлена не туда, куда надо, и не дает эффекта. Господдержку получили те, кто топил экономику, те, кто имеет многомиллиардные займы за границей, т. н. олигархи, которые и не думают своим личным имуществом отвечать за то, что они натворили. Что же касается строительного бизнеса вообще, то он должен был, в принципе, получить деньги из банков, но те и не думают кредитовать в реальный сектор экономики… Строители лишились источника поступления инвестиций от населения в виде долевого участия. Население замерло в ожидании, что цены упадут до 30–47 тыс. руб. за кв. м. Но этого не будет. Цены не упадут ниже себестоимости, а она сегодня на уровне 65–85 тыс. руб.
Необходимо, чтобы население вышло из ступора. Чтобы закон № 214-ФЗ начал работать, он должен стоять на защите вкладов населения. А пока квартиры, находящиеся в начальной стадии строительства, люди не покупают…
В связи с кризисом особенно ярко выявились основные недостатки действующей системы осуществления жилищного строительства в России. Программа долевого участия граждан в соответствии с законом № 214-ФЗ практически не действует, выдача потребительских кредитов физическим лицам тоже практически прекратилась из-за непомерно высоких кредитных ставок. Кроме того, такие кредиты неправильно назвали ипотекой, ибо ипотека — это залог готовой квартиры под небольшой процент на длительное время. Таким образом, застопорились как деятельность строительных компаний, лишенных источников инвестиций, так и покупательский спрос на квартиры со стороны населения».
— Нас может спасти лишь демонополизация отрасли — завершил свое выступление Л. Каплан. — Надо дать выход на рынок среднему и малому бизнесу. Там, где властвуют монополии, рынок развиваться не может. Такой же тупиковый путь, когда существует монополизм государственных органов власти, которые стремятся «регулировать» абсолютно все. А пока мы идем по пути монополизации. Министр Регионразвития Басаргин, например, сообщил, что они сейчас работают над созданием «государственной строительной корпорации». Если это так, заявляю: мы это уже проходили, никакие государственные органы строительных проблем общества не решат. Правда, поговаривают, что в Москве к нашим предложениям, наконец-то, начали прислушиваться. Не поздно ли? Посмотрим…
Заместитель председателя Комитета по строительству А. Кайдалов на встрече за круглым столом представлял правительство города. Но начал он с рассказа о совещании у министра регионразвития В. Ф. Басаргина, которое состоялось после Съезда строителей. По словам министра, тотхотел посоветоваться с регионами на предмет составления федеральной программы на период до 2012 г. К сожалению, проект программы объемом более 200 страниц был роздан накануне, и никто практически не сумел с ним внимательно ознакомиться.
А посему разговор в основном свелся к теме о негативной ситуации в регионах и как из нее выбираться. Мы хотели услышать, где обещанные строителям деньги. Министр ответил, что деньги в регионы стали поступать, но расходуются они не по назначению (???). Т. е. механизм раздачи денег запустили, а контролем за их расходованием озаботились только сейчас…
А. Кайдалов перечислил ряд антикризисных мер, направленных на поддержку строительной отрасли, перечень которых был принят правительством Петербурга 14 апреля. Среди них отсрочка по платежам и инвестиционным договорам до 15 ноября 2009 г. без начисления процентов за этот период, продление сроков строительства объектов недвижимости без начисления штрафных санкций в том случае, если объем выполненной работы составляет не менее 10%, и несколько других. При этом обязательно личное обращение застройщика.
Исполнительный вице-президент Ассоциации банков Северо-Запада В. Титов сказал:
— Здесь прозвучало, что имеются готовые квартиры с нулевым кредитом на 5 лет, а их не покупают. Сразу возникает проблема: сначала надо разобраться, почему их не покупают, а потом говорить, что в банках проценты и ставки высоки и т. д. Почему низок покупательский спрос? На одном из совещаний у губернатора было сказано, что себестоимость примерно на 40% перегружена. Почему цены на жилье при этом должны быть низкими? Почему государство запустило ипотечные программы, толком не разобравшись, что это такое и чем это грозит? Вот с чем надо разбираться, а не с банками…
Генеральный директор ЗАО «Рикэл» А. Фурман поделился своими наблюдениями за процессами, происходящими на рынке недвижимости во время кризиса: «Первая и главная причина ступора — безответственность высоких российских руководителей, заявляющих со всех трибун, что себестоимость 1 кв. м. жилья должна быть 15–30 тыс. руб., в то время как реально это на порядок выше. Вот люди и ждут, когда же цены на квартиры упадут? Не будут они ниже, поверьте мне…».
Исполнительный директор Союза строительных объединений и организаций О. Бритов: «Я наблюдаю сегодня то, что можно назвать кризисом доверия друг к другу компаньонов, бизнес-структур, платежеспособных клиентов. Риски, неплатежи, недоверие друг к другу — все это усиливает негативные тенденции на строительном рынке. Думаю, что такие общественные организации, как «Союзпетрострой», помогут преодолеть кризис доверия… На VIII съезде строителей говорилось и об этом. С выбором нового президента РСС у нас появилась надежда, что ситуация повернется в лучшую сторону».
На встрече за круглым столом выступили также генеральный директор ООО «УинДорс» Е. Бершицкий, начальник управления корпоративных займов Международного банка Ю. Пекарская, представитель ОАО СПб ипотечного агентства
С. Милютин и др.
От имени «Союзпетростроя» Л. Каплан представил предложения по снижению негативных последствий кризиса в сфере жилищного домостроения.
1. Необходим поиск новых финансовых инструментов, одним из которых является переход на смешанное кредитование строительства жилых домов как с участием кредитных ресурсов банков, так и средств граждан.
2. Необходимо создать систему проектного кредитования, которая имеет существенные преимущества перед действующей системой долевого участия граждан в строительстве жилых домов. Проектное кредитование застройщиков широко распространено в странах с развитой рыночной экономикой и осуществляется на основе строгого контроля банков за ходом строительства жилого дома. Продажи квартир производятся только после завершения строительства и сдачи дома в эксплуатацию. При этом возникает реальная ипотека при покупке квартир в готовом доме. Банки получают свою маржу в результате уплаты за предоставление кредитного ресурса, застройщики — определенную прибыль от продажи квартир или частным лицам, или государству, а граждане — гарантированное получение готовых квартир с возможностью получения ипотеки на длительный срок с небольшой процентной ставкой. При этом оператором ипотечного кредитования выступают государственные агентства, которые, в конечном счете, возвращают банкам все выданные кредиты. Кроме того, при проектном кредитовании не требуется никаких залогов застройщиков, что чрезвычайно важно для строительства в России.
3. В условиях российской экономики такая схема, в ее чистом виде, практически неосуществима, и, следовательно, требуется разработка механизма, отвечающего действующим реальным условиям. Основное отличие от западной модели заключается в том, что необходимо смешанное инвестирование еще на стадии строительства как с использованием кредитных ресурсов банков, так и средств граждан на основе федерального закона № 214-ФЗ. Строительные компании допускаются к участию в проектном кредитовании только при условии членства в саморегулируемой организации. При этом необходима соответствующая поддержка органов государственной власти как на федеральном, так и на местном уровнях.
4. Такое проектное кредитование требует разработки соответствующего механизма, обеспечивающего минимизацию рисков банков, застройщиков и граждан. В частности, необходимо следующее:
создание специальных органов (возможно, агентств) при Министерстве регионального развития Российской Федерации или в каждом субъекте Российской Федерации, в функции которых входит отбор на конкурсной основе как коммерческих банков, так и застройщиков, способных осуществить систему проектного кредитования;
разработка специальной инструкции Центрального банка РФ по использованию кредитных ресурсов коммерческих банков для проектного кредитования;
целесообразно принятие специального закона Государственной Думой РФ по проектному кредитованию или соответствующего закона Законодательным Собранием Санкт-Петербурга;
необходима государственная поддержка граждан при ипотечном кредитовании в виде целевого субсидирования разницы между ставками кредитов коммерческих банков и, по крайней мере, уровнем инфляции в соответствующий период времени.
5. Таким образом, необходимо содействие в разработке программы проектного кредитования следующих участников:
федеральных органов государственной власти РФ: Федерального Собрания (Государственной Думы и Совета Федерации), Правительства РФ (Министерства регионального развития, Министерства финансов, Министерства экономического развития и др);
центрального банка РФ и его главных управлений в субъектах РФ (в частности, Главного управления по Санкт-Петербургу);
правительства Санкт-Петербурга (Комитета по строительству, Комитета финансов, Комитета по экономической политике, Комитета по градостроительству и архитектуре и других);
общественных бизнес-сообществ (строительных союзов и ассоциаций, саморегулируемых организаций, ассоциаций коммерческих банков);
средств массовой информации.
Далее профессор Л. Каплан предложил схему взаимодействия участников системы проектного кредитования.
За неимением журнальной площади мы не можем опубликовать этот интереснейший документ. Он был направлен «Союзпетростроем» Президенту РФ Д. А. Медведеву, председателю Правительства РФ В. В. Путину, помощнику президента РФ А. В. Дворковичу, министру регионального развития В. Ф. Басаргину, министру финансов А. Л. Кудрину, министру экономического развития и торговли Э. С. Набиуллиной, президенту Ассоциации региональных банков России А. Г. Аксакову, первому заместителю председателя Центрального банка России А. В. Улюкаеву, председателю Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям М. Л. Шаккуму, а также представителям законодательной и исполнительной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской обл.
Ответа пока нет.
Дата: 29.05.2009
Анатолий Комаров
"Петербургский строительный рынок" 5-6(119)
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!