Аналитика от группы компаний СЗНК: куда упадет щебень?

1 стр. из 1

В поисках дна

Похоже, рынок нерудных строительных материалов приходит в себя после шокового падения спроса в начале года. Еще в январе 2009 г. падение объемов отгрузок щебня с карьеров Ленобласти составило 89% по отношению к январю 2008 г. По мере приближения строительного сезона очевидной становится некоторая стабилизация, хотя падение объемов на 35% относительно прошлого года сохраняется. Так, в апреле 2009 г. объем отгрузки щебня с карьеров Ленобласти по сравнению с мартом не изменился и составил 608 тыс. куб. м.

Свое стремительное падение замедлили и цены на щебень. Упав на 20% с пиковой отметки, зафиксированной в июле–августе прошлого года, цены замерли. Сегодня средняя цена за кубометр щебня самой ходовой фракции 5–20 не превышает 1000 руб/куб. м (с площадок в Санкт-Петербурге). Как утверждают производители и поставщики щебня, цены близки к минимуму рентабельности. В преддверии строительного сезона и начала дорожных работ компании рассчитывают на стабилизацию цен.

В поисках точек роста рынок с тревогой взирает на застройщиков и с надеждой — на государство. Застройщики не радуют производителей щебня спросом. В отличие от отделочных материалов, которые используются на завершающих этапах строительства, нерудный рынок является точным барометром «погодных условий» в сфере нового строительства. Щебень требуется строителям на начальных стадиях — для устройства фундамента, при производстве бетона и железобетона для стеновых конструкций. Таким образом, падение спроса на щебень отражает тревожную тенденцию сокращения объемов нового строительства. В отсутствие спроса на щебень у застройщиков основные надежды производителей и поставщиков щебня связаны с госзаказом, в первую очередь — в дорожном строительстве. Несмотря на неизбежные сокращения финансирования, дорожные планы петербургских и областных властей выглядят масштабно. По данным правительства Ленобласти, финансирование региональных дорог из областного и федерального бюджетов в этом году составит 6 млрд. 763 млн. рублей. Из них: на строительство и реконструкцию будет выделено 2 млрд. 373 млн. руб., на ремонт и капитальный ремонт — 2 млрд. 359 млн. руб., на содержание дорог — 866 млн. руб. Среди ключевых объектов этого года реконструкция участков автодорог «Санкт-Петербург – Сортавала», «Санкт-Петербург – Морье», «Зеленогорск – Приморск – Выборг» и «Лодейное Поле – Вытерга».

В общей сложности в области предстоит отремонтировать 420 км дорог. Это на 120 км больше, чем в прошлом году.

В ходе серьезного секвестра бюджета Петербурга финансирование сохранено за объектами, имеющими серьезное экономическое и социальное значение и находящимися в высокой степени готовности. Как уверяют городские власти, будут завершены работы I очереди реконструкции трассы Приморского пр., строительство продолжений трасс Пискаревского пр. и Будапештской ул. Планируется достроить транспортные развязки на пересечении КАД с Софийской ул. и Пискаревским пр., а также III очередь развязки на пр. Маршала Жукова. Крупнейшим дорожным проектом Санкт-Петербурга в 2009 г. остается II очередь Западного скоростного диаметра, на которую планируется выделить более 20 млрд. руб. из федерального бюджета и более
0,6 млрд. руб. — из городского.

Нерудные тренды

Наряду с некоторой стабилизацией падения объемов и цен на рынке нерудных материалов к началу сезона обозначились две основные тенденции: изменение географии потребления и изменение структуры спроса на щебень. Традиционно активнее всего покупали щебень с карьеров Ленобласти областные предприятия, а также Санкт-Петербург, Москва и Московская обл. В 2009 г. эти регионы снизили объемы закупок. Так, поставки щебня в Санкт-Петербург в апреле сократились на 51%. Параллельно растут объемы поставок в Новгородскую и Вологодскую области. В апреле на 20% увеличилась объемы отгрузок щебня в Архангельской области и составили 106 тыс. куб. м. Большая часть этих возросших объемов пришлась на одного потребителя — ОАО «РЖД».

«Российские железные дороги» остаются крупнейшим потребителем щебня и за пределами Архангельской обл. 23% щебня, отгруженного в апреле с карьеров ЛО и Карелии, идет на нужды железнодорожников. Доля ОАО «РЖД» в общем объеме отгрузок с карьеров ЛО и Карелии возросла в два раза по сравнению с прошлым годом. Эта тенденция отражает рост доли государства и естественных монополий («РЖД», «Газпром», энергомонополисты) в потреблении стройматериалов.

Снижение объемов строительства привело также к падению потребности в щебне со стороны производителей бетона и железобетонных изделий.

Противоположный (позитивный) тренд наблюдается в сегменте дорожного и транспортного строительства. Рост спроса на щебень среди «дорожников» в апреле–мае продиктован началом сезона дорожных работ. По сравнению с началом года выросла потребность в щебне и в промышленном строительстве. В то же время финансирование по госпроектам, в том числе дорожным, в полной мере до сих пор не началось. Это тормозит строительство объектов, а значит, и нерудную отрасль. Пойдет ли нерудный рынок в рост под влиянием госзаказа и промышленного строительства или продолжит свое движение по дну, сохраняя стабильные цены и объемы продаж, — покажет строительный сезон. Остается надеяться, что фаза «свободного падения» в нерудной отрасли все-таки завершилась.

Дата: 29.05.2009
Е. Лопаткина, В. Шабышева
"Петербургский строительный рынок" 5-6(119)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!