Лизинг: способы выживания (заочный круглый стол)

1 стр. из 1

Вопросы лизинга освещаются во многих специализированных изданиях. Ведь именно с помощью лизинга приобретается все большее количество основных средств. Лизинг доступен всем — от транснациональных корпораций до частных предпринимателей. В общем-то это так. Но новые экономические условия внесли свои корректировки и в этот вид деятельности. Что говорят об этом представители различных лизинговых компаний? Вот их мнение.

Вопросы:
1. Основные тенденции на рынке лизинга.
2. Объем, динамика и структура сектора лизинга строительной и дорожной техники.
3. В период финансового кризиса
у лизинговых компаний возникает ряд проблем, связанных с просроченными задолженностями.  Какие программы проводятся в связи с этим?
4. Взаимодействуете ли Вы с российскими банками в  решении актуальных проблем отрасли?
5. Какие мероприятия проводятся по вопросам оптимизации численности персонала и сокращения издержек?
6. Работаете ли Вы со страховыми компаниями в целях избежания возможных рисков?
7. Темпы роста и развития лизинга дорожной и строительной техники.

Отвечают специалисты компании «Интерлизинг»

Александр Сергеевич
Рябцев, директор по маркетингу

1. Основные тенденции на рынке лизинга.

1. Снижение емкости лизингового рынка.
2. Резкое повышение стоимости фондирования, снижение сроков, а также затруднение в получении фондирования.
3. Существенное повышение требований к финансовому состоянию заемщика. Уже практически полностью исчезли с рынка скоринговые продукты и экспресс-программы. Лизинговые компании внимательнее подходят к оценке не только финансового состояния клиента, но и оценке его бизнеса, а также перспектив отрасли, в которой он работает.
4. Изменение структуры рынка по виду предметов лизинга. На протяжении последних лет наиболее динамично развивались сегменты лизинга автотранспорта и строительной техники. В этом году ожидается снижение жилищного и коммерческого строительства, а также значительное снижение госбюджетов на дорожное строительство. Также снижение будет и у грузоперевозчиков, но не во всех сегментах грузоперевозок. В первую очередь снижение объемов коснется автоперевозчиков и тех, кто занимается международными грузоперевозками, в меньшей степени перевозчиков продуктов питания.
Структура лизингового портфеля компаний сместится в сторону промышленных предприятий, т. е. возрастет доля производственного и технологического оборудования. Это связано с более стабильным финансовым положением этой клиентской группы и большими возможностями по привлечению финансирования.
5. Рост проблемной и просроченной задолженности. Как следствие — рост количества изъятой техники и формирование цивилизованного вторичного рынка.
6. Дополнительные налоговые риски, связанные с уплатой НДС.
7. Возможные дефолты лизинговых компаний.
8. Увеличение количества сделок по покупке лизинговых портфелей, консолидация лизингового рынка.
9. Также не стоит упускать из виду риски, связанные с возможными дефолтами страховых компаний.

3. У лизингодателей существуют разные проблемы при работе с дебиторами. С одной стороны, есть компании, которые брали имущество с целью расширения бизнеса, когда рынок был на подъеме. Сейчас, лишившись части заказов, они готовы добровольно вернуть имущество. Некоторые предприятия перестают платить, но возвращать имущество не готовы. В этом случае немаловажным фактором успешности лизинговой компании будет наличие отработанного механизма изъятия. Каждый такой случай по-своему уникален, и только имея практический опыт в подобных ситуациях, лизинговая компания может не только выйти из дефолтной сделки без убытка, но и извлечь из этого выгоду. Сейчас практически все лизингодатели продают изъятое имущество, разрабатывая специальные разделы на корпоративных сайтах, а некоторые формируют в рамках компании специализированные отделы по продаже б/у техники.

6. Мы работаем со страховыми компаниями только по имущественному страхованию. Лизинговая компания даже в случае неплатежей клиента может изъять имущество и продать его.
А вот если это имущество повреждено или вообще отсутствует, тут уже неизбежны значительные убытки.

Игорь Ярославович Федоров,
руководитель направления лизинга строительной техники

2. Кризис в финансовой сфере негативно отразился на темпах строительства в РФ. За этот период произошло резкое падение спроса на строительную технику. В результате, на складах поставщиков скопился большой объем свободной техники, которая была заказана с учетом растущего спроса в докризисный период. Ряд крупнейших производителей скорректировал в сторону уменьшения (40–60%) свои планы по продажам на 2009 г.
Объем нового бизнеса в сегменте лизинга строительной и дорожной техники в 2008 г. составил около 70 млрд. руб., против 75 млрд. руб. в 2007 г. (по данным рейтингового агентства «Эксперт РА»). Рост пришелся на первое полугодие 2008 г., но кризис в строительной отрасли изменил ситуацию. Ожидать сохранения позитивных тенденций в 2009 г. не приходится.

7. Если раньше на фоне экономического роста лизинг строительной техники являлся наиболее быстрорастущим и перспективным сегментом, то сегодня ситуация совершенно иная.
Лизинговые компании вынуждены пересмотреть свою кредитную политику с целью минимизации рисков на фоне участившихся случаев, когда строительные компании откладывают запуск новых проектов и замораживают возведение строящихся объектов.
Ни для кого не секрет, что требования к заемщикам ужесточились во всех кредитных организациях (банках, лизинговых компаниях) без исключения. Связано это с ростом числа неплательщиков и увеличением количества изымаемой техники.
Изменениям подверглись первоначальные условия по лизингу, минимальный аванс по сделке увеличен до 30%, отменены программы экспресс-финансирования строительной техники.
В этот период лизинг современной б/у техники является для многих предприятий выгодной с экономической точки зрения альтернативой приобретению новой техники.
Однако фактор сезонности и проводимые меры государства по реализации федеральных целевых программ, направленные на поддержание строительной отрасли, а также разработка совместных программ по финансированию с производителями техники позволяют нам прогнозировать улучшение ситуации в отрасли уже во втором полугодии 2009 г.

Михаил Демченко,
заместитель директора, начальник казначейства

4.Мы активно взаимодействуем с банками как с позиции привлечения финансирования под новые сделки, так и по специальным программам. Например, для банков, имеющих в кредитном портфеле проблемные кредиты, выданные поставщикам техники, мы разработали специальную программу, также мы осуществляем помощь банкам и другим лизинговым компаниям в реализации залогов по дефолтным сделкам.

Елена Сергеевна Горбова,
менеджер по персоналу

5. В конце 2008 г. — начале 2009 г. компания провела 30%-ное сокращение численности сотрудников компании. При этом процедуры оптимизации численности были проведены в строгом соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации.
В части сокращения издержек на персонал, помимо сокращения расходов на фонд оплаты труда посредством оптимизации численности персонала, компания отказалась от предоставления сотрудникам услуг добровольного медицинского страхования и приостановила обучение сотрудников компании с привлечением внешних провайдеров. В остальном социальная политика компании осталась без изменений: в компании по-прежнему действует система мотивации персонала (как материальная, так и нематериальная), сотрудникам предоставляется материальная помощь при наступлении случаев, указанных во внутреннем нормативном документе, проводятся корпоративные мероприятия.

Татьяна Еремеева,
начальник отдела агентских программ ООО «РМБ-ЛИЗИНГ»

1. Основные тенденции на рынке лизинга:
 сокращение количества заключаемых лизинговых сделок
 тщательный отбор клиентов;
 повышение ставки финансирования;
 отказ лизинговых компаний в финансировании рискованных сделок (с низким и нулевым авансом, с неликвидным оборудованием, старт-ап проектов).
2.Подведя итоги за год, многие лизингодатели и рейтинговые агентства отметили, что практически половина от общего объема и количества сделок в новом бизнесе приходится на дорожно-строительную и строительную технику. Эти два сегмента были в числе немногих, показавших за весь 2008 г. в целом положительную динамику, в основном за счет результатов первого полугодия.
Но уже во второй половине года ситуация кардинально изменилась. Кризис в девелоперской и строительной отрасли серьезно ударил по лизингу дорогостоящей строительной техники и оборудования. Произошло смещение в сторону рынка б/у техники, которая в больших количествах появляется в продаже у лизинговых компаний.
Клиенты, строительные компании, до недавнего времени считавшиеся одними из самых надежных и стабильных, не могут выполнить обязательства по ежемесячным платежам. Лизинговые компании изымают имущество и реализуют его по ценам чуть ниже рыночных, стараясь компенсировать свои убытки.
3.Большинство лизингополучателей — хозяйственники, заинтересованные в сохранении собственного бизнеса. Даже оказавшись в затруднительном положении, они ищут способы реструктуризации и погашения задолженности совместно с лизинговыми компаниями-кредиторами, в том числе и через реали-зацию предмета лизинга.
5.Во-первых, сокращение затрат на рекламу, во-вторых, переобучение персонала на новые направления (мониторинг и реализацию изъятого имущества).
7. Строить прогнозы относительно роста и развития сейчас рано. Скорее, стоит обсуждать, насколько будут значительны темпы сжатия рынка: в 2009 г. положительные тенденции сохраниться не смогут. Мы ожидаем дальнейшего сокращения количества сделок в сегменте строительной и дорожно-строительной техники. Акцент сместился в сторону реализации лизинговой техники, изъятой в связи с неплатежами. Перспективы потенциальных лизингополучателей весьма туманны, а именно от их благополучия зависит будущее данного сегмента.


Арина Андреевна Курносова,
менеджер по связям с общественностью
компании «ПЕТРОКОНСАЛТ»

1. Экономический кризис, безусловно, внес свои коррективы в состояние базовых отраслей промышленности, и сегодня наблюдается негативный тренд роста просроченной дебиторской задолженности наших лизингополучателей, в первую очередь, в строительной и дорожно-строительной отраслях, так как именно эта часть экономики наиболее эластично реагирует на изменение экономической ситуации. На наш взгляд, улучшения в сфере лизинговых услуг можно ожидать с первой половины 2010 г., после того, как закончится переоценка рисков и активов в экономике. При этом основными двигателями в процессе роста могут стать реализация приоритетных госпрограмм, а также крупные сделки, замороженные сегодня на стадии планирования или одобрения.
3. На сегодняшний момент доля просроченной дебиторской задолженности в общем объеме предстоящих платежей составляет для нашей компании порядка 4%. Нами проводится работа по взысканию просроченной дебиторской задолженности путем реструктуризации задолженности, изменения графиков платежей, обращения с исками о взыскании задолженности и изъятия оборудования у недобросовестных лизингополучателей через суд, а также с применением безакцептной формы расчетов.
4. Являясь ответственным заемщиком, компания в полном объеме выполняет свои обязательства по кредитам перед банками как за счет средств, поступающих от платежеспособных лизингополучателей, так и за счет собственных средств. Кроме того, компания обратилась к банкам-партнерам с просьбой о пересмотре графиков на основании запросов лизингополучателей. С удовлетворением констатируем тот факт, что банки с пониманием отнеслись к сложившейся ситуации и пересмотрели порядок гашения кредитных средств по ряду лизингополучателей. Имея длительные партнерские отношения со своими банками-кредиторами, регулярно и своевременно исполняя свои обязательства в рамках заключенных договоров, наша компания рассчитывает на поддержку банков на взаимовыгодных условиях и дальнейшее развитие лизинговой деятельности невзирая на экономическую нестабильность, оставаясь устойчивым и надежным партнером для всех своих контрагентов.
6. Пока никаких кардинальных изменений в схеме работы со страховыми компаниями не произошло.
7. В 2009 г. парк строительной и дорожно-строительной техники, предоставляемой в лизинг, не будет, на наш взгляд, увеличиваться, скорее всего, сократится. В условиях финансового кризиса количество клиентов, не справляющихся со взятыми обязательствами, растет. Соответственно растет объем оборудования, подлежащего изъятию и реализации, что ведет к перенасыщению рынка строительной и дорожной техники. Среди вариантов для компенсации возросших убытков лизинговых компаний можно отметить создание спец-
подразделений по реализации изъятого у дефолтных клиентов оборудования, а также замену стороны в договоре лизинга на клиентов, имеющих реальные заказы и объемы работ на текущий год.

Андрей Александрович Разуванов,
генеральный директор Лизинговой компании ООО «Берей-Капитал»

1. Кризис затронул практически всех игроков рынка: и финансирующие банки, и лизинговые компании, и самих лизингополучателей. По заключению аналитиков, ждать высокого прироста по итогам года в целом лизинговым компаниям не приходится. Лизинг пережил кризис в 1998 г., переживет и нынешний
период. Выживают сильнейшие игроки. Те, кто имеет максимально распределенный лизинговый портфель, не зависящий от узкого круга крупных корпоративных клиентов. Те, у кого хорошо сбалансирована структура активов и обязательств.
Спрос на лизинговые услуги год от года не становится меньше. Связано это с ужесточением требований на получение кредита как альтернативы лизинга. Однако в условиях кризиса реальное количество сделок сократилось.
3. Компания «Берей-Капитал» предоставляет услуги лизинга и аренды техники с правом выкупа. При заключении договора на лизинг аванс составляет 20% для юридических лиц. При принятии решений по предоставлению лизинговых услуг мы руководствуемся финансовой отчетностью предприятия за период, полномочиями директора или другого ответственного лица, уставом, балансом и оборотностью финансовых средств предприятия лизингополучателя. Услуги аренды с правом выкупа для физических лиц мы предоставляем на условиях 35% авансовой оплаты, наличия опыта работы лизингополучателя, представления поручителей.
4. Лизинговая компания предоставляет на рынке услугу лизинга (финансовой аренды). Экономика сделки данной услуги строится на ускоренной амортизации имущества. Банк в рамках сделки предоставляет кредит, обеспечением которого является лизинговое имущество. В настоящее время банки свели финансирование лизинговых сделок и вообще сделок в строительной области к самому минимуму.
Через лизинг строительную отрасль не поднять. Для этого необходимо прямое банковское финансирование различных программ — от ипотеки до участия в капитале.
6. Имущество, переданное в лизинг/аренду, обязательно страхуется, поэтому работа со страховыми компаниями никогда не прекращалась.

Владимир Александрович ТЮРИКОВ,
начальник отдела ЗАО «РГ Лизинг»

1.В настоящее время существенно замедлилась динамика роста российского рынка лизинговых услуг. К этому привело существенное сокращение объемов и повышение стоимости источников фондирования, а также ужесточение требований к заемщикам. В условиях финансового кризиса резко снизился доступ предприятий к прямому кредитованию от банков, и в этой связи их заинтересованность в лизинге повысилась, но ввиду ограниченности источников финансирования лизинговые компании отбирают клиентов только с высоким устойчивым финансовым положением и хорошими показателями деятельности. Дополнительная причина снижения динамики роста лизинговых услуг — дефицит собственных средств у потенциальных лизингополучателей, что заставило многие предприятия свернуть ранее запланированные инвестиционные программы и либо снизить масштабы лизинговых проектов, либо «заморозить» их до лучших времен. Лизинговые компании в свою очередь, стремясь минимизировать возможные риски, увеличивают предоплату по сделкам, отказываются от рисковых направлений деятельности, снижают риски предоставления финансирования, реализуют сделки с наиболее ликвидными и надежными предметами лизинга.
2. Финансовый кризис разрушил оптимистичные прогнозы, которые обещали расцвет лизинга в секторе грузовой, коммерческой, строительной и дорожной техники. Такие отрасли, как дорожная, строительная, и логистика оказались ограничены в получении денежных средств. Отсутствие инвестиций породило отсутствие спроса на произведенную продукцию, что быстро сказалось на производстве. Динамика и объемы заключенных лизинговых сделок в первых двух кварталах 2008 г. в секторе лизинга грузовой, коммерческой, строительной и дорожной техники позволят обходиться организациям без обновления своих парков техники в ближайшее время. В нынешних условиях прогнозировать развитие данного сегмента сложно.
3. В информационных источниках финансовые аналитики предрекают в конце третьего квартала 2009 г. многократное увеличение в банковском секторе задолженности заемщиков перед кредиторами по платежам. В настоящее время дефолт по платежам в нашей компании находится на прогнозируемом ранее уровне, а по существующим «проблемам» проектам в случае согласия сторон и кредитора (банка) проводится реструктуризация платежей, досрочное закрытие договоров лизинга с изменением общей суммы договоров, изъятием у недобросовестных лизингополучателей и последующей продажей предметов лизинга третьим лицам для закрытия «проблемных» проектов.
4. Единственным акционером ЗАО «РГ Лизинг» является ОАО Сбербанк России. Банк и лизинговая компания всегда совместно решают возникающие проблемы по существующим проектам.
5. Сокращение издержек не коснулось статьи расходов на содержание персонала. «РГ Лизинг» не покинул ни один сотрудник, и работа в компании не остановилась ни на один день.
6. Страхование имущества от рисков КАСКО в нашей компании является обязательным условием заключения договора лизинга. Страхователь имущества определяется по соглашению сторон. Страхование предпринимательских рисков не осуществляется.
7. Рост в сегменте можно ожидать только после экономической стабилизации, а сегодня можно говорить о снижении объема минимум на 25%.

Тимур Сириньевич ШАРИПОВ,
руководитель региональной дирекции «Северо-Запад» ЗАо «Центр-Капитал»

1.В 2009 г. на рынке лизинга идут процессы, начавшиеся осенью 2008 г. У большинства компаний снижаются объемы продаж, примерно 60% лизинговых компаний, по сути, прекратили реализацию новых проектов, занимаются сопровождением текущих сделок и пытаются накопить ликвидность.
Многие московские компании с целью снижения издержек закрывают свои филиалы в регионах, в том числе и в СЗФО. Идет борьба с дебиторской задолженностью, и заново пересматриваются подходы к рискам. Растут ставки, под которые привлекают деньги лизинговые операторы.
Компании, специализирующиеся на лизинге легкового автотранспорта, столкнулись с критическим падением спроса на новые автомобили и со снижением цен на б/у автомобили. А это существенно ударило не только по объемам продаж, но и по ликвидности залогов.
Мы считаем, что по крайней мере до конца 2009 г. сохранятся вышеперечисленные тенденции, объем рынка лизинга сократится минимум на 15%. В СЗФО падение, возможно, будет больше. Сейчас на рынке активно работают только универсальные лизинговые компании с хорошими финансовыми показателями, большим собственным капиталом и сильными акционерами. Они могут привлекать финансовые ресурсы, исполнять свои обязательства перед клиентами и расширять объем продаж.
2. Последние три года данный сегмент лизингового рынка демонстрировал устойчивый высокий рост. Сейчас ситуация изменилась, строительная отрасль столкнулась с серьезными проблемами. Прежде всего это падение спроса и кризис ликвидности строительных компаний. Особенно серьезные проблемы у компаний, которые занимаются жилищным строительством и не имеют бюджетного финансирования. У дорожников ситуация немного лучше, но там имеются проблемы своевременного финансирования уже выполненных объемов. Тенденция снижения объемов строительства и дефолтов в ближайший год сохранится.
Соответственно упадет спрос на новую импортную строительную и дорожную технику. А именно этот сегмент лизинга в последние годы рос и приносил лизинговым компаниям прибыль. На рынке появится избыток техники, бывшей в употреблении, и на нее будет снижаться цена. Это ударит по российским производителям техники. Китайская техника сохранит свои позиции.
Появятся компании, в том числе и лизинговые, которые будут предлагать технику в краткосрочную аренду.
В этом сегменте останутся те лизинговые компании, которые предлагают лизинг от производителя, имеют западное финансирование либо могут гибко работать с поставщиками, получать скидки и первыми доносить эти скидки клиентам.
3. Вопросам рисков и работы с дебиторской задолженностью наша компания, как я думаю, и большинство серьезных лизинговых оператор всегда уделяли большое внимание. В результате у нас просроченная задолженность выросла незначительно. По имеющимся проблемам мы работаем индивидуально с каждым лизингополучателем. Ну а в целом компании начинают активно заниматься реализацией залогов, используют судебные инструменты и в некоторых случаях идут на продажу долгов коллекторским агентствам. Иногда продажа рискованных обязательств осуществляется под видом продажи части портфеля другим лизинговым компаниям, которые осознанно (или неосознанно) идут на такие сделки.
5. Мы стремимся сохранить квалифицированных сотрудников, повысить их производительность труда, более эффективно распределить нагрузку. Все сотрудники нашего филиала в Санкт Петербурге работают, персонал мы не сокращаем. Мы активно ищем новых сотрудников как в головной офис, так и в филиал. Наши вакансии одни из немногих сейчас, которые размещены в соответствующих сетевых ресурсах поиска персонала для лизинговых компаний.
А для текущего повышения эффективности работы филиальной сети я, будучи руководителем управления регионального развития головного офиса, временно направлен на работу в Санкт-Петербургский филиал.  В целом нужно сказать, что сейчас рынок труда пришел в норму после нездоровых тенденций переоценки персонала конца 2007 г.и начала 2008 г. Сейчас уменьшаются перекосы между отраслями, повышаются требования к квалификации. Рынок начинает осуждать «летунов». Зарплаты становятся адекватными месту российской экономики в мировой экономике.

Дата: 29.05.2009
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 5-6(119)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!