|
|||||
1 стр. из 1 Кризис мировой экономической системы практически ликвидировал свободные финансовые средства, что породило кризис в строительной области. В отличие от предыдущих кризисов, имевших место в нашей стране на протяжении последних десятилетий, этот поставил нас в новые непривычные условия. Нет денег. И не то что их нет совсем, а их существенно недостает для привычной системы хозяйствования. Их недостает на строительство шикарных офисных центров, на складские комплексы, обслуживающие сужающийся рынок товаров, и многое другое, необеспеченное реальными доходами покупателей. При этом строительные мощности, отстроенные на докризисные объемы производства, простаивают, что приводит к значительным издержкам и банкротству компаний. Нехватка финансовых средств подразумевает, что необходимо начинать экономить. В этой статье сделана попытка выявить некоторые возможные резервы для экономии средств в строительстве. Прежде всего это добыча и применение нерудных материалов. По данным Росстата, объем производства нерудных материалов в России в 2008 г. составил 416 млн. куб. м. Более половины из них расходуется на строительство дорог и железнодорожных путей, еще часть — на ремонт и строительство инженерных сетей и оставшаяся часть — на производство строительных материалов (бетон, кирпич и прочее). Стоимость рынка нерудных материалов в текущих ценах превышает треть триллиона рублей. При этом необходимо отметить, что стоимость нерудных материалов в 2009 г. на фоне кризиса не упала, а наоборот повысилась. Так, в январе 2009 г. стоимость щебня в Москве достигла 1 600 руб. за куб. м. Дополнительно к стоимости нерудных материалов надо прибавить стоимость их перевозки и укладки. Более половины финансовых средств, поступающих на этот рынок, это государственные средства, вкладываемые в дороги и инженерную инфраструктуру. Насколько необходимы эти траты? Для ответа на этот вопрос можно обратиться, например, к международному опыту строительства дорог, из которого следует, что значительная часть дорог строится на естественном основании из укрепленных грунтов. Эти технологии развиты в Германии, Франции, Италии, США и ряде других стран. Существенным отличием от российского опыта является отсутствие тела дороги, выполненного из необработанных нерудных материалов: песка, ПГС и щебня. Вместо него создается массив укрепленного грунта, производимый за счет внесения в грунт на месте его залегания органических и/или неорганических вяжущих. Даже при использовании нерудных материалов для создания основания дороги вносятся вяжущие для обеспечения улучшенных характеристик материала. При реализации этих технологий экономится строительный материал (щебень и песок), резко сокращается объем перевозок, а срок службы дороги существенно превышает привычный российский. Кроме того, в отличие от традиционной конструкции дороги, тело дороги или основания, выполненное из укрепленного грунта, представляет собой плиту, устойчивую к локальным просадкам подстилающих грунтов, а также к динамическим и неравномерным нагрузкам. Выполненная из укрепленного грунта плита может дополнительно армироваться георешетками. Разработанный парк машин и механизмов позволяет обрабатывать грунт и устраивать основание дороги с производительностью до 1000 кв. м в час при глубине обработки до 0,5 м. Применяется и специальная техника, позволяющая стабилизировать грунт на глубину до 7 м. Необходимо отметить, что технологии укрепления естественных грунтов в России не новость. Начало их развития относится к 60-м годам XIX века. Активное проведение работ с использованием этих технологий в нашей стране относится к периоду с 50-х — по 90-е гг. прошлого века. Существует набор российской нормативной документации по производству и применению укрепленных грунтов с учетом климатических и геологических условий. Однако широкого применения эти технологии в России не получили, возможно, вследствие значительного нажима производителей нерудных материалов и строительных компаний, заинтересованных в объемах освоения финансовых средств. При этом, как можно убедиться из приведенного выше, широкое внедрение технологий укрепления грунтов даст экономию в сотни миллиардов рублей в год как за счет экономии нерудных материалов, так и за счет увеличения межремонтного срока службы дорог. Учитывая чрезвычайную важность развития и внедрения технологий укрепления грунтов, ряд отечественных отраслевых институтов и исследовательских центров активно работают в этом направлении; правда, их попытки по внедрению новых технологий укрепления грунтов не нашли широкой поддержки. В ОАО «СПб ЗНИиПИ» и созданном на его основе внедренческом центре, НТЦ «Технологии XXI века», проводятся работы по созданию технологий укрепления грунтов. Полученные результаты показывают перспективность этого направления. Укрепленный грунт после внесения от 5 до 20% минерального вяжущего, в зависимости от задач и геологических условий, может достигать весьма высоких физико-механических показателей. Так, супеси и суглинки, укрепленные минеральным вяжущим, могут иметь прочность на одноосное сжатие до Rсж = 4–6 МПа, а модуль упругости — до 1000 МПа, т. е. такой укрепленный грунт может быть применен для строительства дорог I-й категории. В отдельных случаях для создания оснований проездов и площадок с повышенными нагрузками, например, площадок грузовых терминалов, можно укреплять грунт до Rсж = 12 МПа. Введение в укрепленные грунты специальных армирующих волокон и добавок (например, гидрофобизаторов) в общем количестве менее 1% позволяет дополнительно в разы увеличить прочностные характеристики, морозостойкость и износостойкость этого материала. Современные вяжущие материалы позволяют укреплять грунты в условиях их значительного переувлажнения и в присутствии растительных остатков. Применение укрепленных грунтов может позволить создать сеть сельских дорог, временных промысловых дорог, в том числе в условиях Крайнего Севера, а варьируя расходы и состав вяжущих, можно обеспечивать необходимые технико-экономические параметры строительства. Значительное сокращение расходов на нерудные материалы за счет внедрения новых технологий может быть достигнуто в случае инженерной подготовки территорий под строительство. В рамках этих работ по классическим, из советской строительной практики, технологиям проводится замена грунтов на привозные нерудные материалы при выторфовке и замене неблагоприятных по санитарным нормам грунтов. Объем заменяемого грунта в каждом таком случае значителен и может составлять от 100 тысяч до нескольких миллионов кубических метров на каждую подготавливаемую к застройке площадку. Вновь создаваемый массив грунта, достигающий нескольких метров мощности, требует послойного уплотнения, организации гидрорежима грунтового массива, а самое главное, вывозки и утилизации заменяемого грунта. Мероприятие организационно сложное и дорогостоящее. Так, инвестиционная программа по строительству завода Suzki в промзоне Шушары-2 Санкт-Петербурга не состоялась вследствие необходимости проведения на выделенной под строительство завода территории в 50 га выторфовки в объеме 2 млн. куб. м торфа. Сходная проблема возникла и для канадского производителя автокомплектующих Magna, которому перед строительством производства предстояло осуществить инженерную подготовку 30 га заторфованной территории. При этом современные технологии укрепления грунтов позволяют без вывозки слагающего территорию грунта формировать техногенный массив с заданными параметрами. Применение современных технологий позволяет использовать для обратной засыпки и формирования техногенного массива грунты, удовлетворяющие санитарным и экологическим требованиям. Так, разработанные в ОАО «СПб ЗНИиПИ» технологии укрепления обеззараживания и обезвреживания грунтов, содержащих растительные остатки и органические загрязнения, зольные массивы, иловые осадки и т. п., позволяют переводить их в техногенные укрепленные грунты, которые могут быть использованы для создания грунтовых укрепленных техногенных массивов. Перспективна также замена нерудных материалов на укрепленные грунты при прокладке и ремонте инженерных сетей, особенно в местах их прохождения под дорогами. Эта замена помимо экономии позволит ликвидировать широко распространенные «провалы» в местах проведения ремонта инженерных сетей, локализовать последствия аварий на водных и тепловых магистралях. В статье рассмотрен возможный эффект от сокращения объемов применения нерудных материалов за счет внедрения новых технологий. Это самый простой, можно сказать, модельный пример возможного ресурсосбережения в строительстве. Инвентаризация перспективных решений по ресурсосбережению в строительной отрасли, в которой долгие годы развитие продолжало идти по принципу освоения средств, тема не одной статьи. Понятно, что экономический эффект от новых технологий будет достигнут только при условии изменения отношения к их внедрению как государства, так и строительных компаний. Для успешной реализации этих процессов должна возрасти ответственность и роль научно-исследовательских и проектных коллективов. Однако сегодня нет другого пути развития, а, возможно, и выживания. Дата: 29.05.2009 М. В. Кнатько "Петербургский строительный рынок" 5-6(119)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||