Виктор Басаргин: «Поддержка строительства как антикризисного локомотива»

1 стр. из 1

Выступая на заседании Совета по жилищному строительству при председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ по вопросу «Задачи антикризисной политики государства в строительном секторе экономики России», министр регионального развития Виктор БАСАРГИН заявил: «Одним из наиболее эффективных механизмов по нейтрализации последствий мирового финансового кризиса является стимулирование спроса на продукцию базовых отраслей экономики. Действенным инструментом, способным во многом обеспечить решение этой задачи, стала поддержка строительства как сектора, обеспечивающего загрузку производств и занятость в целом ряде смежных отраслей».

По словам министра, речь идет о содействии не только производственному сектору. С обслуживанием строительства связаны финансовые институты, проектные организации. «Всего на строительство завязаны почти 30 отраслей экономики, — акцентировал Виктор Басаргин. — Кроме того, реализация строительных проектов позволяет задействовать поток персонала, который высвобождается на рынок труда другими отраслями. В отрасли занято более 5,2 млн. человек, а это 7% экономически активного населения России. Дополнительно к этому одно рабочее место в сфере строительства поддерживает занятость до 10 человек в смежных отраслях. Таким образом, строительство является определяющим фактором не только в решении жилищной проблемы, но целого ряда социально-экономических проблем».

Таким образом, в антикризисной программе Правительства РФ на 2009 г. значительное внимание мерам по поддержке строительного сектора, в осуществлении которых принимает системное участие Минрегион, уделено не случайно.

Динамика жилищного строительства в целом остается позитивной

«Очевидно, что в регионах воздействие кризиса проявляется по-разному. Соответственно, необходимы и различные меры и масштабы поддержки, — продолжил министр. — Результаты мониторинга показывают, что ситуация в строительстве не однозначна. С одной стороны, нам удалось удержать позитивную динамику жилищного строительства в целом по России. За первые два месяца текущего года объем ввода составил 5,86 млн. кв. м, или 101,1% к январю — февралю 2008 г. С другой, по территориям ситуация значительно дифференцирована. Снижение темпов ввода жилья наблюдается в четырех федеральных округах. Особенно сильно оно в Уральском федеральном округе, где жилья введено на 24,5% меньше, чем в январе — феврале 2008 г., в Дальневосточном округе отмечен спад на 20,2%. Тем не менее в 49 субъектах Федерации в январе — феврале 2009 г. отмечался рост».

Производство основных строительных материалов за этот же период сократилось на 40%. Исключением стал рост выпуска строительного стекла (на 57,9%) и ряда отделочных материалов.

Существенное снижение цен за время кризиса произошло лишь на отдельные виды стройматериалов (строительную арматуру, арматурные каркасы, цемент), которые подешевели на 10–20%.

Вместе с тем в настоящее время промышленность стройматериалов удовлетворяет потребности строительного комплекса и не является сдерживающим фактором наращивания объемов жилищного строительства.

«Важной проблемой отрасли остается снижение инвестиционной активности, — далее отметил Виктор Басаргин. — Доля инвестиций в строительство в общем объеме инвестиций в основной капитал снизилась с 2,7% в 2007 г. до 2,4% к настоящему времени. В условиях кризиса вновь проявляет себя вопрос «обманутых дольщиков». Проблемы пострадавших соинвесторов по части объектов остро стоят в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Тверской, Воронежской, Омской, Новосибирской областях, в Алтайском и Красноярском краях. Учитывая вышеизложенное, Министерство регионального развития в рамках своей компетенции считает своей задачей «подтянуть» секторы и территории с наибольшими проблемами. Мы видим поддержку отрасли не в банальном накачивании ее финансовыми средствами, а в регулировании спроса и предложения в тех секторах, где это необходимо для их устойчивого функционирования с учетом региональных особенностей».

В этих целях в Минрегионе разработан и направлен в Правительство РФ проект комплексных антикризисных мер в строительной отрасли, многие из которых вошли в Антикризисную программу на 2009 г.

В рамках антикризисной программы

Главной из мер министр назвал реализацию программ Фонда содействия реформированию ЖКХ. Общий объем осваиваемых средств с учетом долевого финансирования регионов достиг уже 116 млрд. руб. Данные финансовые ресурсы позволят отремонтировать 41,5 тыс.
домов, улучшив условия проживания 6,1 млн. человек, и расселить 2004 аварийных дома, где проживает 33,7 тыс. человек. В конце 2008 г. в качестве антикризисной меры на капремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья Фонд выделил 55 млрд. руб.

Кроме того, участие субъектов Федерации в программах Фонда увеличивает доходы региональных и местных бюджетов на 30%, обеспечивает занятость 1,5 млн. человек. По имеющимся расчетам, 100 млн. руб., вложенные в капитальный ремонт, создают рабочие места для 185 человек в подрядных организациях и 10 человек в смежных отраслях.

Другим важным инструментом, обес-печивающим создание условий для увеличения объемов строительства, является ФЦП «Жилище», направленная на поддержку формирования инженерной и транспортной инфраструктуры.

В рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» ФЦП финансируют 195 объектов, из них до конца 2010 г. планируется завершить 174. На это в 2009 г. запланированы субсидии из федерального бюджета в размере 4,5 млрд. руб.
В рамках предоставления субсидий на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой застройки в 2009 г. будет выделено 22-м субъектам Федерации 3,5 млрд. руб. Наиболее интересные и крупные проекты — «Лесная поляна» в Кемеровской области, микрорайон «Прибрежный» в Набережных Челнах, проект малоэтажной застройки «Новый город» в Республике Чувашия.

«Замечу, государство планирует и впредь осуществлять финансирование данной ФЦП в полном объеме, — продолжил Виктор Басаргин. — Так, на заседании Правительства 20 марта была поддержана точка зрения Минрегиона России отказаться от планов уменьшения финансирования ФЦП «Жилище» на 8 млрд. руб., изыскав возможность сохранить его за счет перераспределения средств».
Министр также назвал ряд дополнительных мер для стимулирования жилищного строительства:
 финансирование межрегиональных инфраструктурных проектов из средств Инвестиционного фонда, которое на 2009 г. составит 62 млрд. руб.;
 направление средств в рамках ФЦП «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации» не только на повышение сейсмической надежности зданий, но и на строительство новых сейсмически устойчивых домов (планируется выделение субсидий 28 регионам, расположенным на сейсмически опасных территориях, что составляет около 25% территории России);
 размещение временно свободных средств государственных корпораций на счета кредитных организаций под условие использования части размещенных средств на кредитование строительной отрасли.

К повышению спроса

Затронул Виктор Басаргин и проблему формирования спроса на жилье.
По выполнению государственных обязательств, в частности, министр отметил, что ветераны Великой Отечественной войны будут обеспечены требующимся жильем к 1 мая 2010 г., к тому же принято решение об увеличении норматива обеспечения
с 22 до 36 кв. м на человека. Всего на обес-печение жильем ветеранов войны в 2009 г.
планируется направить 56,1 млрд. руб.
А объем средств федерального бюджета, предусмотренный на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», в 2009 г. составляет около
4,7 млрд. руб. За их счет будет дополнительно обеспечен ввод 0,7 млн. кв. м жилья.
Для поддержки частного спроса на новое жилье и содействия реструктуризации ипотечной задолженности в конце 2008 г. был направлен дополнительный взнос в уставный капитал ОАО Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) — 60 млрд. руб. Из этих средств с начала 2009 г. АИЖК уже выкупило у банков ипотечные жилищные кредиты на сумму 4,9 млрд. руб. и предполагает выкупить еще на 24 млрд.
5 млрд. руб. из средств полученной гос-поддержки АИЖК направило в капитал дочерней организации — ОАО Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов — на предоставление гос-поддержки заемщикам, испытывающим сложности с обслуживанием ипотечных кредитов вследствие потери работы или сокращения дохода, во II полугодии 2009 г.
на эти цели будут направлены дополнительные средства.
Сейчас рассматривается вопрос о выделении еще 40 млрд. в уставный капитал АИЖК с целью проведения мероприятий, направленных на снижение процентной ставки по ипотечным кредитам до уровня 12–15%.
Все предпринятые меры, по мнению Виктора Басаргина, обеспечат поступление на рынок жилья средств порядка 8% от общего объема продаж, а с учетом реализации аналогичных программ в регионах общая доля государственного участия достигнет 15–16%.

Поддержка системообразующих предприятий

«Возможность увеличить предложение на рынке будет зависеть от наличия строительных организаций и их квалифицированного персонала, — продолжил Виктор Басаргин. — С целью более точного диагностирования «болевых точек» мы расширили работу по мониторингу ситуации до уровня конкретных предприятий».
В перечень системообразующих организаций и предприятий, утвержденный правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики, включено 14 строительных организаций. Запрошенный ими объем государственной гарантии составляет 144,7 млрд. руб. Также составлен перечень предприятий, имеющих существенное значение для экономики субъектов Федерации, тоже уже утвержденный правительственной комиссией.
В рамках рабочей группы Минрегиона по вопросам оказания государственной поддержки системообразующим предприятиям отрасли осуществляется оперативное реагирование на конкретную ситуацию. Первый результат такой работы уже есть. Федеральными органами власти по инициативе Минрегиона совместно с собственниками была разрешена ситуация с приостановлением деятельности в городе Пикалево Ленинградской области трех системообразующих предприятий (ЗАО «БазэлЦемент-Пикалево», ЗАО «Пикалевский цемент», ЗАО «Метахим») и высвобождением в связи с этим большого количества работников.
«В настоящее время мы работаем совместно с субъектами над расширением перечня и над конкретными мерами поддержки тех предприятий, где региональных мер помощи оказалось недостаточно», — добавил министр.

Дальнейшие приоритетные направления работы

Отметив, что потенциал действий государства по развитию строительной отрасли как инструмента антикризисной политики до конца не исчерпан, Виктор Басаргин обозначил дальнейшие приоритетные направления работы.
«Очевидно, что отрасль должна выйти из кризиса уже в новом качестве, — сказал министр. — Мы видим свою задачу в том, чтобы поддержать объективно необходимые для ее развития процессы. Необходимы новые подходы к застройке территорий и планировочным решениям жилых зданий, новые технологии строительства, что повлечет за собой создание новых сводов правил и национальных стандартов. Для ускорения процедуры создания новых типов жилых домов мы должны шире использовать накопленный мировой опыт».
Со своей стороны, Минрегион приступил к разработке пилотного проекта «Мой дом» по массовому развитию малоэтажного строительства в регионах. Проект базируется на использовании конкурентных преимуществ посредством задействования сырьевых ресурсов и доступных технологий их обработки, национальных традиций, преобладающих в зоне застройки. Например, в регионах, где есть угольные тепловые станции, предполагается использовать ячеистый бетон на отходах золы-уноса (регионы Урала, Кемерово, в Липецкой области), в районах с большими залежами глины — дырчатые керамические блоки, в лесных районах строить каркасно-деревянные дома и дома из массива (Пермский край, регионы Сибири). В рамках проекта будет преобладать комплексная застройка малоэтажным и малоквартирным жильем.

«Этот подход позволит по минимальным ценам получить энергоэффективное, экологичное и комфортное жилье, — заявил Виктор Басаргин. — Стоимость такого жилья находится в пределах 17 тыс. руб. за кв. м. Мы рассчитываем, что средний дом для семьи общей площадью 150 кв. м должен быть не дороже 2,5 млн. руб.».

Необходимым также названо стимулирование активности регионов в содействии федеральным начинаниям, особенно в части дополнительного снижения ставки по ипотечным кредитам. «Возврат ставки на уровень 10–12% позволит вернуть на рынок покупателей, — прокомментировал министр. — Как показывают социологические опросы, у населения есть желание покупать жилье, а у некоторых есть и средства на покупку, но не хватает уверенности в стабильности рынка. Наша цель — вернуть эту стабильность. Учитывая, что недвижимость обеспечивает большую надежность вложений, чем нестабильные валюты или ценные бумаги, этот шаг существенно способствовал бы восстановлению спроса на жилищном рынке».
Следующая необходимость — в кратчайшие сроки создать на региональном и муниципальном уровнях условия для прихода новых инвесторов, притока инвестиций в отрасль. Минрегион обещает провести ряд контрольных мероприятий по отслеживанию создания необходимых нормативно-правовых условий для стимулирования инвестиционной деятельности в строительном секторе в субъектах Федерации, включая снятие дополнительных требований по разрешительной документации при строительстве жилья и дополнительных обременений с застройщиков при строительстве социальных и коммунальных объектов.
«Еще одно направление — это защита обманутых дольщиков, — отметил Виктор Басаргин. — В целях недопущения создания «пирамид» в долевом строительстве мы готовим предложения в законопроекты. Эти предложения направлены на защиту прав граждан, участников долевого строительства жилых домов, и вносят изменения в Федеральный закон № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости». Совместно с Генеральной прокуратурой и Государственной Думой мы проведем работу «в ручном режиме» по вопросам достройки проблемных объектов долевого строительства и оформлению необходимой документации. Минрегион будет совместно с регионами распространять положительный опыт решения проблем обманутых дольщиков на региональном уровне за счет передачи земельного участка новым застройщикам, в том числе с предоставлением льгот и выделением единовременных субсидий пострадавшим гражданам». При этом в структуре стоимости строительства жилья около 50% составляют затраты на создание инфраструктуры, подключение к энергоресурсам и аукционная стоимость земельных участков, Минрегион видит резервы, которые можно использовать без внесения поправок в законодательство, например:
 безаукционный порядок предоставления земельных участков;
 создание инфраструктуры за счет региональных и местных бюджетов;
 снижение или предоставление отсрочки для застройщиков жилья при плате за подключение, в том числе создание сетей за счет поставщиков энергоресурсов.

«Еще одной статьей затрат средств и времени остается система государственной экспертизы проектно-сметной документации, — сказал министр. — Система негосударственной экспертизы, которая введена с этого года, позволит снять проблему. Хотел бы обратить внимание строительных организаций, что Градостроительным кодексом отменена необходимость экспертизы документации в жилом секторе до 3-х этажей, а в нежилом — до 2-х, и площадью до 1 500 кв. м. Это способно серьезно сократить время реализации проектов.

В этой связи мы ориентируем регионы на поддержку строительства социального жилья, доходных домов. Мы высоко ценим внимание Совета Федерации к этим вопросам. Примером такого внимания является законопроект «О некоммерческом использовании жилья». В современных условиях это именно тот шаг, который может помочь людям, оказавшимся в сложной житейской ситуации. Минрегион России поддерживает эту законотворческую инициативу и со своей стороны предлагает ускорить его принятие, доработав в части определений «некоммерческого найма», выработки преференций для бизнеса и территорий, которые реализуют такие проекты».

Помимо перечисленных комплексных мер, Минрегион также ориентируется на поддержку саморегулирумых организаций, которые должны не просто стать заменой лицензирования, но и позволить предприятиям объединиться на принципах ответственности перед потребителем и государством.

В завершение выступления Виктор Басаргин выразил надежду: «Реализация этих шагов будет способствовать созданию условий для дальнейшего развития строительной отрасли и выполнению ею роли локомотива при решении проблем, с которыми столкнулась отечественная экономика».

Дата: 09.06.2009
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 4(76)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!