|
|||||
1 стр. из 1 Выступая на заседании Совета по жилищному строительству при председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ по вопросу «Задачи антикризисной политики государства в строительном секторе экономики России», министр регионального развития Виктор БАСАРГИН заявил: «Одним из наиболее эффективных механизмов по нейтрализации последствий мирового финансового кризиса является стимулирование спроса на продукцию базовых отраслей экономики. Действенным инструментом, способным во многом обеспечить решение этой задачи, стала поддержка строительства как сектора, обеспечивающего загрузку производств и занятость в целом ряде смежных отраслей». По словам министра, речь идет о содействии не только производственному сектору. С обслуживанием строительства связаны финансовые институты, проектные организации. «Всего на строительство завязаны почти 30 отраслей экономики, — акцентировал Виктор Басаргин. — Кроме того, реализация строительных проектов позволяет задействовать поток персонала, который высвобождается на рынок труда другими отраслями. В отрасли занято более 5,2 млн. человек, а это 7% экономически активного населения России. Дополнительно к этому одно рабочее место в сфере строительства поддерживает занятость до 10 человек в смежных отраслях. Таким образом, строительство является определяющим фактором не только в решении жилищной проблемы, но целого ряда социально-экономических проблем». Таким образом, в антикризисной программе Правительства РФ на 2009 г. значительное внимание мерам по поддержке строительного сектора, в осуществлении которых принимает системное участие Минрегион, уделено не случайно. Динамика жилищного строительства в целом остается позитивной «Очевидно, что в регионах воздействие кризиса проявляется по-разному. Соответственно, необходимы и различные меры и масштабы поддержки, — продолжил министр. — Результаты мониторинга показывают, что ситуация в строительстве не однозначна. С одной стороны, нам удалось удержать позитивную динамику жилищного строительства в целом по России. За первые два месяца текущего года объем ввода составил 5,86 млн. кв. м, или 101,1% к январю — февралю 2008 г. С другой, по территориям ситуация значительно дифференцирована. Снижение темпов ввода жилья наблюдается в четырех федеральных округах. Особенно сильно оно в Уральском федеральном округе, где жилья введено на 24,5% меньше, чем в январе — феврале 2008 г., в Дальневосточном округе отмечен спад на 20,2%. Тем не менее в 49 субъектах Федерации в январе — феврале 2009 г. отмечался рост». Производство основных строительных материалов за этот же период сократилось на 40%. Исключением стал рост выпуска строительного стекла (на 57,9%) и ряда отделочных материалов. Существенное снижение цен за время кризиса произошло лишь на отдельные виды стройматериалов (строительную арматуру, арматурные каркасы, цемент), которые подешевели на 10–20%. Вместе с тем в настоящее время промышленность стройматериалов удовлетворяет потребности строительного комплекса и не является сдерживающим фактором наращивания объемов жилищного строительства. «Важной проблемой отрасли остается снижение инвестиционной активности, — далее отметил Виктор Басаргин. — Доля инвестиций в строительство в общем объеме инвестиций в основной капитал снизилась с 2,7% в 2007 г. до 2,4% к настоящему времени. В условиях кризиса вновь проявляет себя вопрос «обманутых дольщиков». Проблемы пострадавших соинвесторов по части объектов остро стоят в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Тверской, Воронежской, Омской, Новосибирской областях, в Алтайском и Красноярском краях. Учитывая вышеизложенное, Министерство регионального развития в рамках своей компетенции считает своей задачей «подтянуть» секторы и территории с наибольшими проблемами. Мы видим поддержку отрасли не в банальном накачивании ее финансовыми средствами, а в регулировании спроса и предложения в тех секторах, где это необходимо для их устойчивого функционирования с учетом региональных особенностей». В этих целях в Минрегионе разработан и направлен в Правительство РФ проект комплексных антикризисных мер в строительной отрасли, многие из которых вошли в Антикризисную программу на 2009 г. В рамках антикризисной программы Главной из мер министр назвал реализацию программ Фонда содействия реформированию ЖКХ. Общий объем осваиваемых средств с учетом долевого финансирования регионов достиг уже 116 млрд. руб. Данные финансовые ресурсы позволят отремонтировать 41,5 тыс. Кроме того, участие субъектов Федерации в программах Фонда увеличивает доходы региональных и местных бюджетов на 30%, обеспечивает занятость 1,5 млн. человек. По имеющимся расчетам, 100 млн. руб., вложенные в капитальный ремонт, создают рабочие места для 185 человек в подрядных организациях и 10 человек в смежных отраслях. Другим важным инструментом, обес-печивающим создание условий для увеличения объемов строительства, является ФЦП «Жилище», направленная на поддержку формирования инженерной и транспортной инфраструктуры. В рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» ФЦП финансируют 195 объектов, из них до конца 2010 г. планируется завершить 174. На это в 2009 г. запланированы субсидии из федерального бюджета в размере 4,5 млрд. руб. «Замечу, государство планирует и впредь осуществлять финансирование данной ФЦП в полном объеме, — продолжил Виктор Басаргин. — Так, на заседании Правительства 20 марта была поддержана точка зрения Минрегиона России отказаться от планов уменьшения финансирования ФЦП «Жилище» на 8 млрд. руб., изыскав возможность сохранить его за счет перераспределения средств». К повышению спроса Затронул Виктор Басаргин и проблему формирования спроса на жилье. Поддержка системообразующих предприятий «Возможность увеличить предложение на рынке будет зависеть от наличия строительных организаций и их квалифицированного персонала, — продолжил Виктор Басаргин. — С целью более точного диагностирования «болевых точек» мы расширили работу по мониторингу ситуации до уровня конкретных предприятий». Дальнейшие приоритетные направления работы Отметив, что потенциал действий государства по развитию строительной отрасли как инструмента антикризисной политики до конца не исчерпан, Виктор Басаргин обозначил дальнейшие приоритетные направления работы. «Этот подход позволит по минимальным ценам получить энергоэффективное, экологичное и комфортное жилье, — заявил Виктор Басаргин. — Стоимость такого жилья находится в пределах 17 тыс. руб. за кв. м. Мы рассчитываем, что средний дом для семьи общей площадью 150 кв. м должен быть не дороже 2,5 млн. руб.». Необходимым также названо стимулирование активности регионов в содействии федеральным начинаниям, особенно в части дополнительного снижения ставки по ипотечным кредитам. «Возврат ставки на уровень 10–12% позволит вернуть на рынок покупателей, — прокомментировал министр. — Как показывают социологические опросы, у населения есть желание покупать жилье, а у некоторых есть и средства на покупку, но не хватает уверенности в стабильности рынка. Наша цель — вернуть эту стабильность. Учитывая, что недвижимость обеспечивает большую надежность вложений, чем нестабильные валюты или ценные бумаги, этот шаг существенно способствовал бы восстановлению спроса на жилищном рынке». «Еще одной статьей затрат средств и времени остается система государственной экспертизы проектно-сметной документации, — сказал министр. — Система негосударственной экспертизы, которая введена с этого года, позволит снять проблему. Хотел бы обратить внимание строительных организаций, что Градостроительным кодексом отменена необходимость экспертизы документации в жилом секторе до 3-х этажей, а в нежилом — до 2-х, и площадью до 1 500 кв. м. Это способно серьезно сократить время реализации проектов. В этой связи мы ориентируем регионы на поддержку строительства социального жилья, доходных домов. Мы высоко ценим внимание Совета Федерации к этим вопросам. Примером такого внимания является законопроект «О некоммерческом использовании жилья». В современных условиях это именно тот шаг, который может помочь людям, оказавшимся в сложной житейской ситуации. Минрегион России поддерживает эту законотворческую инициативу и со своей стороны предлагает ускорить его принятие, доработав в части определений «некоммерческого найма», выработки преференций для бизнеса и территорий, которые реализуют такие проекты». Помимо перечисленных комплексных мер, Минрегион также ориентируется на поддержку саморегулирумых организаций, которые должны не просто стать заменой лицензирования, но и позволить предприятиям объединиться на принципах ответственности перед потребителем и государством. В завершение выступления Виктор Басаргин выразил надежду: «Реализация этих шагов будет способствовать созданию условий для дальнейшего развития строительной отрасли и выполнению ею роли локомотива при решении проблем, с которыми столкнулась отечественная экономика». Дата: 09.06.2009 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 4(76)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||