На бизнес-форуме искали пути от «выживания к обновлению»

1 стр. из 1

«Глубочайший со времен Великой депрессии мировой кризис поставил нашу страну перед необходимостью смены экономической модели развития, перехода от сырьевой экспортоориентированной экономики к рыночной модели, базирующейся на стимулируемом внутренним спросом отечественном диверсифицированном производстве», — заявила «Деловая Россия» как главный организатор V Бизнес-форума предприятий реального сектора экономики России «Кризис: от выживания к обновлению». Уже ставшее традиционным, ежегодное мероприятие, на сей раз прошедшее 30 июня и 1 июля в столичном Центре международной торговли, состоялось в этом году, как подчеркивали «делороссы», в особых условиях. О строительстве, предполагаемом «локомотиве» выхода страны из кризиса, тоже говорилось по-особому.

Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» организовала бизнес-форум совместно с Институтом современного развития и Внешэкономбанком. Координатором и оператором проведения мероприятия по традиции выступила компания «АЭРгрупп». В работе форума приняли участие более 700 специалистов различных сфер и отраслей экономики, в том числе представители Администрации Президента РФ, Правительства РФ, органов законодательной власти, а также главы субъектов Федерации, руководители министерств и ведомств экономического блока, лидеры крупнейших бизнес-объединений и союзов, ведущие эксперты, экономисты, политологи.

Первым мероприятием форума стало пленарное заседание «Экономика России — перезагрузка», модератором которого выступил помощник Президента РФ Аркадий ДВОРКОВИЧ. В дискуссии приняли участие: министр экономического развития России Эльвира НАБИУЛЛИНА, председатель «Деловой России» Борис ТИТОВ, заместитель министра регионального развития Юрий ОСИНЦЕВ, президент ОАО «РЖД» Владимир ЯКУНИН, президент и председатель правления ВТБ-24 Михаил ЗАДОРНОВ, член политкомитета РОДП «Яблоко» Григорий ЯВЛИНСКИЙ и еще ряд известных экономистов, политиков, руководителей крупнейших структур.

В ходе пленарного заседания участникам и гостям форума был представлен ежегодный экономический доклад «Деловой России», на сей раз озаглавленный «Выход из кризиса: отказ от сырьевой модели. Новая индустриализация». Один из авторов доклада, член генерального совета «Деловой России», председатель совета директоров ОАО «Арбат Капитал Менеджмент» Алексей ГОЛУБОВИЧ, подверг критике антикризисную политику Правительства РФ. В частности он отметил, что стремление ограничить падение рубля привело к расходованию значительной части финансовых резервов, в то время как быстрая девальвация могла дать мощный импульс для борьбы с падением спроса и способствовать развитию отечественных производственных предприятий.

Глава РЖД поделился «кризисным» опытом одной из крупнейших структур реального сектора. Железнодорожники реализуют программу сокращения издержек на 173 млрд. руб., что составляет минус 20% по отношению к затратам 2008 г.

Снизить стоимость строительства РЖД минимум на 20% уже удалось. Главной же мыслью выступления Владимира Якунина было, что «сегодня мы сталкиваемся с абсолютной необходимостью более четкого определения порядка влияния и участия государства как в экономическом планировании, так и его реализации».

Говоря о путях выхода из кризиса, Эльвира Набиуллина заявила, что факторами преодоления должны стать: стимулирование внутреннего спроса через внедрение инноваций, строительство жилья и развитие инфраструктуры.

«Безусловно, сейчас надо усиливать модернизационные аспекты, — сказала министр. — Жилье и инфраструктура — те сектора, которые дают наибольшую отдачу, но мне кажется, что надо добавить инновации как сквозную тему». По мнению Эльвиры Набиуллиной, сегодня не следует просто увеличивать суммы государственных денег, которые направляются на строительство жилья и развитие инфраструктуры. В этих сферах наблюдаются низкая эффективность расходования средств и высокая коррумпированность, так что нужна новая модель организации бизнеса.

Министр экономразвития также отметила важную роль принятия и соблюдения технических регламентов, которые «в каждой стране устанавливают, что можно выпускать продукцию только с определенными характеристиками, и это нормальный способ насаждения инноваций».

Григорий Явлинский, продолжая тему стратегии выхода из кризиса, заявил, что необходимо «массовое, беспрецедентное развитие внутреннего спроса» по новой программе, названной им «Жилье — дороги — земля». По мнению выступавшего, теоретически благодаря средствам Инвестфонда «мы имеем реальную возможность создать 1,5 млрд. кв. м жилья», а если государство к тому же будет заниматься дорогами и инфраструктурой, то «произойдет реальное обустройство жизни в стране».

Григорий Явлинский также отметил, что, если не появится федерального закона прямого действия по малому бизнесу и частному предпринимательству, то «они никогда толком работать не будут, это же касается и приватизации земельных участков».

На пресс-конференции, последовавшей за пленарным заседанием, строительной тематике уделила внимание президент НП «Национальное агентство малоэтажного и коттеджного строительства», заместитель председателя «Деловой России» Елена НИКОЛАЕВА. Затронув со своей стороны проблему внедрения инноваций, выступавшая выразила убежденность, что сегодня любое выделение государственных средств отрасли должно быть направлено на стимулирование строительства жилья исключительно по современным энергоэффективным технологиям. Иначе, не только вряд ли есть смысл говорить об инновационном развитии, но и рост тарифов естественных монополий «через несколько лет может привести к тому, что население просто не сможет оплачивать коммунальные услуги».

Участником форума стал также министр транспорта РФ Игорь ЛЕВИТИН, выступивший на отраслевом совещании «Транспортная инфраструктура». Как отмечалось, развитая транспортная инфраструктура страны является важным фактором стимулирования спроса и во время кризиса становится одним из условий выживания экономической системы. Очевидно, что решение крупных системных проблем, препятствующих эффективному развитию дорожной и транспортной инфраструктуры в целом, требует скоординированных действий между властью и бизнесом.

Говоря об основных антикризисных мероприятиях Минтранса, Игорь Левитин в очередной раз отметил, что сохранение расходов федерального бюджета на уровне не ниже прошлого года само по себе является важнейшей антикризисной мерой. «При этом сохранится приоритет расходов по финансированию долгосрочных инфраструктурных проектов, позволяющих более эффективно развивать транспортный комплекс», — сказал министр.

Кроме того, сдерживающим фактором модернизации автодорожной сети на совещании была названа действующая организационно-правовая модель отбора подрядчиков выполнения работ и поставщиков продукции, что ориентирует подрядчика и поставщика на предложение минимальной цены. Поступило предложение по изменению системы критериев с целью отбора инновационных и конкурентоспособных материалов и технологий, а также по повышению ответственности подрядчиков за качество строительства на протяжении всего срока эксплуатации объекта.

Представители предприятий к тому же обратили внимание министра транспорта на неэффективную систему сметного ценообразования работ по строительству транспортной инфраструктуры, выполняемых подрядными организациями, высокую забюрократизированность процесса принятия решений и согласования документов.

В рамках форума также прошли встречи за круглым столом и отраслевые совещания по темам: «Борьба с административными барьерами: мы победим?», «Денежно-кредитная политика и финансовые рынки: где взять капитал для развития?», «Промышленная политика: кто выведет страну из кризиса?», «Проблемы энергетической отрасли», «Правовые проблемы бизнеса» и др. Большой интерес вызвало 6-е заседание Инвестиционно-строительного клуба на тему «Перестройка».

В числе участников мероприятий были: заместитель министра транспорта РФ Валерий ОКУЛОВ, заместитель министра промышленности и торговли РФ Станислав НАУМОВ, директор Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития РФ Андрей ШАРОВ, председатель комитета Государственной думы ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир ПЛИГИН, председатель комитета Государственной думы ФС РФ по транспорту Сергей ШИШКАРЕВ.

Итоги форума были подведены на заключительном заседании 1 июля. Открывая его, глава «Деловой России» Борис Титов отметил, что за эти два дня в ЦМТ обсуждались проблемы, особо волнующие промышленный и перерабатывающий секторы российского бизнеса: сырьевая мононаправленность экономики, недостаточное внимание к развитию реального сектора экономики, высокий уровень издержек в связи с ростом тарифов естественных монополий и налоговой нагрузки на бизнес. «Мы говорили о необходимости перехода к новой — диверсифицированной и конкурентной экономике, о том, что надо освободить частную инициативу, конкуренцию», — подчеркнул Борис Титов.

Дата: 29.07.2009
Сергей Александров
"Федеральный строительный рынок" 5(77)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!