Сохранение бюджета и другие антикризисные меры Минтранса

1 стр. из 1

В июне состоялось расширенное заседание коллегии Министерства транспорта РФ «О ходе реализации антикризисных мер в транспортном комплексе». В работе коллегии принял участие заместитель председателя Правительства РФ Сергей ИВАНОВ. С основным докладом выступил министр транспорта Игорь ЛЕВИТИН. Одной из главных тем было привлечение инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры.

«Деятельность Минтранса России, начиная с IV квартала прошлого года, была направлена на разработку и реализацию комплекса антикризисных мер на транспорте, — подчеркнул министр. — Наши предложения, подготовленные совместно с бизнесом, транспортными ассоциациями и общественными организациями, после их широкого обсуждения на jбщественном совете Министерства и в федеральных округах были направлены для учета при подготовке проекта Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г. Многие предложения нашли отражение в утвержденной Программе. Сегодня на заседании коллегии мы рассмотрим ход их реализации, а также обсудим возможные дополнительные меры для улучшения и стабилизации ситуации в транспортном комплексе».

Далее, ссылаясь на слова из выступ-ления Сергея Иванова, Игорь Левитин выразил согласие с тем, что сохранение расходов федерального бюджета на уровне не ниже прошлого года само по себе является важнейшей антикризисной мерой. При этом сохраняется приоритет расходов по финансированию долгосрочных инфраструктурных проектов, позволяющих более эффективно развивать транспортный комплекс. Объем финансирования расходов инвестиционного характера составит в 2009 г. почти 350 млрд. руб., или 60% от всего бюджета Министерства.

Но при этом, по мнению министра, необходимо сохранить потенциал и реали-зовать инфраструктурные проекты за меньший объем средств. В рамках этой задачи Минтрансом была проведена работа по снижению цены переходящих контрактов при сохранении физических объемов выполнения работ. Из 1 742 контрактов на сумму 173 млрд. руб. 1 473 контракта (или 85% их числа) заключены с уменьшением стоимости. Экономия средств составила 24 млрд. руб., или 15%. По остальным переходящим контрактам работа продолжается.

Начальная цена по новым госконтрактам также сокращается на 15%. Вместе с тем несмотря на решения Правительства стоимость услуг по госэкспертизе не уменьшается, а увеличивается. В этой связи предлагается ввести мораторий на индексацию стоимости этих услуг до конца 2010 г.

Что касается обеспечения устойчивой работы транспортного комплекса, то здесь министр прежде всего отметил значительные трудности предприятий с пополнением оборотных средств. Снижение объемов производства в основных грузообразующих отраслях, сокращение объемов экспорта и импорта, реальных денежных доходов населения привели к падению спроса на транспортные услуги. По информации Росстата, в первом квартале года от деятельности крупных и средних предприятий транспорта был получен отрицательный сальдированный финансовый результат в размере 17,5 млрд. руб. В этих условиях вопрос доступности кредитных ресурсов для организаций транспортного комплекса является одним из основных.

По информации пяти крупнейших банков России, организациям транспорта за период с октября прошлого года по апрель было реструктуризировано и предоставлено новых кредитов на общую сумму 278 млрд. руб. Из общего объема 92% приходится на краткосрочные кредиты сроком до 1 года. Процентная ставка по рублевым кредитам колеблется от 13 до 25%.

«Такая структура кредитов говорит о том, что в настоящее время этот инструмент финансирования может обеспечить решение лишь текущих проблем транспортных предприятий и неприемлем для решения задач развития транспортной отрасли с учетом длительных сроков реализации инвестиционных проектов и их высокой капиталоемкости, — комментировал Игорь Левитин. – Обращения транспортных организаций, в том числе системообразующих, о реструктуризации ссудной задолженности или за получением нового кредита рассматриваются банками более трех месяцев. В этих условиях кредитные ресурсы становятся труднодоступным и малоэффективным источником финансирования. Необходимость срочного решения вопроса о доступности кредитных ресурсов отмечена в предложениях всех общественных организаций транспорта».

Далее министр напомнил, что обеспечить устойчивую работу транспортных предприятий на устаревшей технике практически невозможно. Поэтому Правительством Российской Федерации уделяется особое внимание вопросам обновления парка. Используются как прямая поддержка из бюджета, так и развитие методов налогового и таможенного регулирования.

Приняты и реализуются постановления Правительства о возмещении части затрат на уплату процентов по кредитам, а также лизинговым платежам по воздушным, морским и речным судам.

Принято решение об образовании крупной специализированной лизинговой компании на базе ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» с направлением в ее уставной капитал в 2009 г. средств федерального бюджета в размере 10 млрд. руб.
На железнодорожном транспорте принято решение о направлении из федерального бюджета 3 млрд. руб. в уставный капитал ОАО «РЖД» с целью последующего приобретения продукции Тверского вагоностроительного завода.

«Следует отметить, что несмотря на неоднократные поручения Правительства Российской Федерации вопрос о возмещении части затрат организациям железнодорожного транспорта на уплату процентов по кредитам, а также по лизинговым платежам за приобретаемый подвижной состав российского производства по-прежнему остается нерешенным», — добавил министр.

Далее, в области дорожного хозяйства поддержка организаций оказывается за счет реализации инвестиционных проектов по строительству и реконструкции дорог, осуществляемых в рамках федеральных целевых программ и Инвестфонда. На финансирование данного направления в течение года будет направлено 329 млрд. руб., тогда как в 2008 г. на эти цели было выделено 282 млрд. руб.

Следующей мерой поддержки отечественных перевозчиков, по мнению Игоря Левитина, может явиться установление специальных преференций в части перевозок грузов для государственных и муниципальных нужд.

В целях поддержки малого и среднего предпринимательства в транспортном комплексе необходимо, с точки зрения Министерства, также проанализировать отраслевые нормативные акты с целью исключения излишних административных барьеров, упрощения процедуры получения разрешений, а также минимизации коррупционных рисков.

Для реализации мер по поддержке малого и среднего бизнеса Минтрансом разработана ведомственная целевая программа, которая в настоящее время проходит согласование в Минэкономразвития и Минфине. Программа предусматривает комплекс мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы, развитию финансовых механизмов и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Еще одной задачей министр обозначил привлечение внебюджетных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры. В первую очередь, получит дальнейшее развитие реализация инфраструктурных проектов на условиях государственно-частного партнерства.
В прошлом году 5 проектов в сфере железнодорожного транспорта и 5 проектов в сфере дорожного хозяйства получили поддержку из Инвестиционного фонда Российской Федерации в размере 18,5 млрд. руб.

С целью выработки общих подходов к государственно-частному партнерству в транспортной отрасли в условиях экономического кризиса принято решение об образовании межведомственной рабочей группы под председательством Сергея Иванова.

Новым элементом привлечения частных инвестиций в транспортную отрасль может стать выпуск инфраструктурных облигаций крупными транспортными компаниями. Федеральной службой по финансовым рынкам уже в январе текущего года было зарегистрировано 7 выпусков инфраструктурных облигаций ОАО «РЖД» на сумму 100 млрд. руб. На начало июня их реализовали на сумму 45 млрд. руб.

Следующая задача — продолжение реформирования транспортного комплекса. В 2009 г. предстоит, во-первых, завершить разработку Концепции реформирования системы управления внутренними водными путями. Предусматриваемые мероприятия позволят: разделить административно-властные полномочия и хозяйственную деятельность, осуществить комплексный подход к функционированию и развитию инфраструктуры внутреннего водного транспорта, включая речные порты, привлечь дополнительное финансирование на содержание инфраструктуры из внебюджетных источников.

Во-вторых, проведение структурной реформы в дорожном хозяйстве, включая создание государственной компании «Российские автомобильные дороги», позволит не только повысить эффективность строительства и содержания федеральных автодорог, но и привлечь внебюджетные источники финансирования в отрасль.

Будет также продолжена реализация третьего этапа структурной реформы на железнодорожном транспорте, создание федеральной пассажирской компании и второй грузовой компании. Далее, в рамках реформы в течение 2009 г. намечено проведение объединения Росавиации и Росаэронавигации с целью создания единого органа управления гражданской авиацией, а также создание казенных предприятий на базе социально-значимых аэропортов в районах Крайнего Севера.

Таковы, как сообщил Игорь Левитин, основные антикризисные меры Минтранса, которые имеют отношение и к реализации строительно-ремонтных проектов.

Дата: 29.07.2009
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 5(77)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!