Железнодорожники тоже ведут борьбу с кризисом

1 стр. из 1

На расширенном заседании совета Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) был подробно рассмотрен вопрос о ходе реализации антикризисных мер. В мероприятии принял участие заместитель министра транспорта РФ Андрей НЕДОСЕКОВ. С докладом «О ходе реализации антикризисных мер на железнодорожном транспорте» выступил руководитель агентства Геннадий ПЕТРАКОВ. Безусловно, речь шла и о строительных проблемах отрасли.

Отмечена необходимость господдержки

«От того, насколько оперативной и эффективной будет поддержка государства реальному сектору экономики, в том числе и транспортному комплексу, зависит, как быстро и с какими потерями наши предприятия смогут преодолеть негативные последствия экономического и финансового кризиса», — сказал глава Федерального агентства железнодорожного транспорта в начале своего выступления. Затем Геннадий Петраков отметил нормативные акты, принятые в целях оздоровления банковского и финансового сектора экономики, а также поддержки государственных и частных предприятий, что напрямую может затронуть и сферу железнодорожного транспорта.

Во-первых, это Указ Президента Российской Федерации от 17 октября 2008 г. № 1489 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации». Во-вторых, федеральный закон «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации».

При этом глава Росжелдора сослался на слова президента России, что государство уже приняло все необходимые для стабилизации ситуации в экономике решения. «Другое дело, что теперь от самих субъектов экономики зависит, как все эти механизмы будут работать, — подчеркнул Геннадий Петраков. — Руководство страны беспокоится о том, что огромные средства, выделенные банкам, не в полном объеме дойдут до предприятий, которым они нужны для поддержки производств. Больше всего бизнес сегодня обеспокоен «закупориванием» кредитных линий и повышением процентных ставок. И слова президента в его Послании на эту тему вызвали у бизнеса самую активную поддержку».

Далее, продолжая тему реализации установок Послания, выступавший рассмотрел проблему освоения высокоэффективных технологий, которая сегодня, по общему мнению, является одной из самых значимых для стратегического развития отечественной экономики. «Президентом Российской Федерации неоднократно поднимался вопрос о технологической поддержке и модернизации российских производств, где, по его словам, никакого прорыва пока не произошло, — отметил руководитель Росжелдора. — Однако определенные результаты в разработке высокоэффективных технологий, в данном случае в строительстве объектов железнодорожной инфраструктуры, сегодня достигнуты. Приведу пример: геоинформационные технологии при проектировании и строительстве объектов транспортной инфраструктуры».

По словам докладчика, основным фактором, препятствующим широкому распространению данных методов, пока является относительно высокая стоимость аппаратуры и ее носителей. В то же время подобные технологии все-таки уже применены при проектировании железнодорожных линий Полуночная – Обская – Салехард – Надым, Нарын – Лугокан и Кызыл – Курагино.

Говоря о текущей ситуации, Геннадий Петраков напомнил коллегам, что к началу года погрузка на сети железных дорог уменьшилась относительно января 2008 г. на 33%, однако в феврале и марте ситуация улучшилась. Тем не менее по общему результату в I квартале 2009 г. железнодорожный транспорт работал в условиях спада производственной активности. Доходы по грузовым перевозкам снизились до 178 млрд. руб., что ниже уровня 2008 г. на 15,7 %, или более чем на 33 млрд. руб. Пассажирооборот упал на 8,5%, в том числе в дальнем следовании почти на 8%, а в пригородном сообщении —  на 10%.

В целом по всем перевозочным видам деятельности доходы на II квартал 2009 г. ожидались в размере 235 млрд. руб., что ниже доходов за аналогичный период прошлого года на 14,3 млрд. руб., но выше I квартала 2009 г. на 24,2 млрд. руб.

С учетом прогнозных показателей деятельности, на всех уровнях государственного управления отмечена необходимость оказания господдержки организациям железнодорожного транспорта.

С целью частичного восстановления финансирования инвестиционной программы ОАО «РЖД» в 2009 г. выполнен расчет потребных средств для реализации инвестиционной программы в форме выделения госсубсидии в размере 100 млрд. руб. Согласно прогнозу, по итогам года чистый убыток компании составит 97,1 млрд. руб. Таким образом, вопрос об оказании господдержки ОАО «РЖД» в виде субсидии в сумме 100 млрд. руб. на обновление подвижного состава и ремонт инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо о проведении дополнительной индексации тарифов на грузовые перевозки и предоставление услуг локомотивной тяги, требует, как отметил глава Росжелдора, незамедлительного решения.

Строительство должно продолжаться

В целях недопущения роста объемов незавершенного строительства реализация первого этапа инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» на 2009 г. развернута первоначально в объеме 252,4 млрд. руб. В том числе на реализацию собственных проектов компании из указанного объема будет направлено 206,8 млрд. руб.

Остальная сумма — на проекты, связанные с подготовкой и проведением Олимпийских игр в Сочи.

Cобственные инвестиционные ресурсы компании сосредоточены на приведении в порядок путевой инфраструктуры, при этом замедлена реализация ряда проектов развития и некоторых других. Соответственно, при формировании инвестиционного бюджета РЖД на 2009 г. были заложены следующие приоритеты:
 проекты по обновлению инфраструктуры (реконструкция верхнего строения пути, хозяйство автоматики и телемеханики, хозяйство электрификации и электроснабжения) и подвижного состава;
 остальные проекты по обновлению хозяйств (за исключением хозяйства перевозок), а также объекты по строительству и реконструкции искусственных сооружений;
 проекты по развитию инфраструктуры транспортных направлений и объекты, включенные в проект «Хозяйство перевозок»;
 прочие выделенные проекты.

По словам руководителя Росжелдора, в целом необходимо отметить, что увеличение инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» в 2009 г. (сформированного исходя из собственных источников, а также господдержки на реализацию олимпийских проектов) возможно только при условии дополнительной государственной поддержки.

По итогам работы за первый квартал 2009 г. выполнение инвестиционного бюджета при плане 37,8 млрд. руб. составило 37 млрд. руб., или 97,9 % от плана на 3 месяца и 14,7% от годового лимита затрат.

В целях реализации антикризисных мероприятий подготовлены предложения по корректировке инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» на 2009 г., предполагающие сокращение затрат на сумму 4,9 млрд. руб.

Кроме того, в текущем году планируется поступление из федерального бюджета дополнительных средств (взнос в уставный капитал ОАО «РЖД») на реализацию проекта «Строительство нового железнодорожного участка Яйва – Соликамск Свердловской железной дороги в обход района техногенной аварии».

Вместе с тем федеральными органами исполнительной власти продолжено решение задач третьего этапа структурной реформы на железнодорожном транспорте. Преобразования пассажирского комплекса связаны с проведением организационных мероприятий по подготовке к созданию федеральной пассажирской компании.

«Рассмотрению программы антикризисных мер мы посвятили заседание экспертно-консультационного совета Росжелдора с участием ассоциаций и организаций, представляющих различные сегменты рынка железнодорожных перевозок, — продолжил Геннадий Петраков. — Были обсуждены возможные пути решения проблем, которые добавились к уже имеющимся в связи с тяжелой экономической ситуацией».

По мнению участников Совета, в частности, следует обратить внимание федеральных органов исполнительной власти на то, что, в связи с выделением в регулируемом тарифе инвестиционной составляющей, практика ОАО «РЖД» по обременению промышленных предприятий требованиями финансировать развитие инфраструктуры общего пользования в связи с расширением действующих и строительством новых мощностей недопустима, так как противоречит действующему законодательству. Об этом же упоминается и в Транспортной стратегии Российской Федерации.

«По результатам проведенного заседания совета мы проработали, обобщили все предложения бизнес-структур по преодолению кризисных явлений и направили их в Министерство транспорта для формирования пакета антикризисных мер в транспортном комплексе», — сообщил руководитель Росжелдора. Кроме того, в настоящее время агентством готовятся материалы, которые станут основой ведомственной целевой программы по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса.

«Хочу выразить надежду, что проводимая государством, в том числе и Росжелдором, работа по подготовке и реализации антикризисных мер окажет поддержку организациям транспортного комплекса в сегодняшних непростых экономических условия и будет способствовать скорейшему выходу страны из кризиса», — завершил свое выступление Геннадий Петраков.

Дата: 29.07.2009
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 5(77)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!