Николай Ашлапов: «Навстречу саммиту – период динамичного роста»

1 стр. из 1

Подготовка к саммиту АТЭС, который пройдет во Владивостоке в 2012 г., курируется, как известно, на высшем государственном уровне. Вопросы строительства и развития инфраструктуры при этом находятся в ведении Минрегиона России. За подробностями и комментариями редакция журнала «Федеральный строительный рынок» обратилась к заместителю министра регионального развития РФ Николаю АШЛАПОВУ (ранее, напомним, занимавшему пост генерального директора ФГУ «Дальневосточная дирекция Росстроя»).

— Николай Иванович, пожалуйста, уточните для наших читателей, какие вопросы развития строительной отрасли сегодня приходится Вам решать на посту замминистра?

— В круг моих обязанностей входит подготовка инфраструктуры города Владивостока к саммиту АТЭС, который состоится в столице Приморья в 2012 г.

Эта работа ведется в рамках подпрограммы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Минрегион России является государственным заказчиком-координатором подпрограммы и курирует деятельность всех других госзаказчиков, а также дирекции подпрограммы, которая располагается во Владивостоке. Безусловно, столь масштабный проект мы реализуем, опираясь на потенциал строительной отрасли Приморья и Дальневосточного федерального округа. Можно сказать, что промышленность строительных материалов и сегмент промышленного строительства этого региона переживают сейчас период динамичного роста, несмотря ни на какие кризисные проявления в макроэкономической сфере. Проект по подготовке Владивостока к саммиту АТЭС-2012 серьезно амортизирует экономический негатив и компенсирует традиционную сезонность в строительстве.

— Какие плюсы дает недавно принятый закон об АТЭС?

— Основная задача этого документа — сокращение ряда сроков и упрощение процедур, установленных различными отраслевыми законодательными актами. По сравнению со своим сочинским аналогом, он либеральнее с точки зрения защиты прав граждан, особенно, если речь идет об изъятии земельных участков и объектов недвижимости для государственных нужд. В законе, например, предусмотрено положение о внеочередном предоставлении жилых помещений из муниципального жилого фонда гражданам, переселяемым в связи с изъятием жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма.

Также важной нормой закона является положение о возможности вести строительство объектов саммита АТЭС 2012 г. на территории, покрытой защитными лесами, за исключением особо охраняемых защитных лесных участков. До принятия этой нормы в действующем законодательстве был некий правовой вакуум.

И прежде чем приступать к рубке леса, надо было потратить месяцы на согласования, потому что остров Русский с лета 2008 г. — это городская территория Владивостока, здесь свои законодательные акты. А с другой стороны, лес на о. Русский до сих пор находится в ведении военного лесничества, у которого свои руководители и свои законы. В результате, надо начинать подготовку стройплощадки, а лес «… и ныне там». И закон об АТЭС нам оказал значительную поддержку.

Закон, наконец, позволяет сократить сроки прохождения экспертизы проектной документации, поскольку устанавливает возможность проведения госэкс-пертизы в других субъектах Федерации, например, в случаях, когда государственная экспертиза не может быть проведена силами экспертов Приморского края или в порядке, определенном Минрегионом России.

Кроме того, закон позволяет начать подготовительный этап строительства объектов саммита АТЭС после того, как документы сданы в госэкспертизу, но до окончания проведения государственной экспертизы проектной документации. Речь о том, что можно гораздо раньше начать подготовку временных дорог, вырубку леса, выравнивать площадки на месте будущих зданий, подводить электроэнергию и воду к будущим строительным объектам, что, в конечном счете, позволит значительно экономить время.

В целом закон создал необходимую правовую и организационную базу для своевременного строительства объектов, необходимых для проведения саммита АТЭС в 2012 г. во Владивостоке.

— Насколько успешно идет реализация проектов на острове Русский, в частности — Дальневосточного федерального университета?

— Заказчиком строительства Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) выступает Минрегион России. В сжатые сроки нам предстоит построить более 500 тыс. кв. м учебных корпусов и общежитий. Уточню, что именно в этих зданиях в 2012 г. пройдет саммит АТЭС: учебные корпуса вначале будут конференц-центром и пресс-центром, а общежития — гостиницами для делегаций, журналистов и обслуживающего персонала. Лишь с 2013 г., после определенной реконструкции, ДВФУ начнет решать образовательные задачи.

Постановлением Правительства Российской Федерации определен подрядчик строительства, с которым заключен государственный контракт, — это группа «Крокус». Мы двигаемся в полном соответствии с директивным календарным графиком. В конце апреля 2009 г. подрядчик вышел на подготовительный этап строительства на о. Русский. В середине июня мы надеемся получить положительное заключение Главгосэкспертизы России по комплексу зданий Дальневосточного федерального университета.

К этому времени уже будет введена в эксплуатацию первая очередь грузового терминала для перевалки строительных грузов на острове, закончится монтаж генераторов энергии, и мы сможем начать стройку «во весь рост». А пока на здесь идет устройство бытового городка строителей, ведется подготовка инженерной инфраструктуры (временные дороги, водоснабжение). Кроме того, близятся к завершению топографо-геодезические работы по закреплению зданий университета на местности. Можно резюмировать, что работы подготовительного этапа строительства объектов Дальневосточного федерального университета на острове Русский ведутся в основном успешно.

— На Ваш взгляд, чем обоснована уверенность, что несмотря на кризис все объекты саммита будут сданы в срок?

— Конечно, уверенность эта небезосновательна, а неуверенность высказывается скептиками и людьми, которые мало знакомы с тем колоссальным объемом работы, который уже проделан всеми участниками процесса.
Во-первых, руководство страны приняло политическое решение не сокращать уровень расходов федерального бюджета на подготовку к саммиту АТЭС в 2012 г. Финансирование осталось на докризисном уровне несмотря на имевшие место попытки сокращения бюджета подготовки. Во-вторых, выстроена четкая система управления проектами строительства. При этом проводится координация как на уровне разработки проектной документации и основных строительных решений, так и во время строительства с точки зрения жесткого контроля сроков. В этом нам помогают новые технологии. Я имею в виду автоматизированную систему управления проектами, внедряемую всеми государственными заказчиками подпрограммы. В режиме реального времени мы можем не только наблюдать за процессом строительства, но видеть, на каких этапах подрядчик идет с опережением. При этом мы оперативно получаем информацию обо всех отставаниях от директивного графика. В-третьих, все участники проекта уже достигли понимания того, что в нашем деле мало будет просто построить тот или иной объект, важно — построить его в заданный срок. Иначе задача не выполнена.

— Какова ситуация с инвестированием объектов промышленного, энергетического и транспортного строительства в регионе?

— Знаете, я не любитель тянуть одеяло на себя и говорить за приморские власти. Отмечу лишь, что государство направило существенные средства из федерального бюджета, чтобы Владивосток в частности и Приморский край в целом получили столь долгожданную и необходимую для дальнейшего развития и укрепления позиций России в АТР инфраструктуру в виде нового аэропорта, дорог, развязок, очистных сооружений и т. д. Конечно, проведение саммита — лишь повод для развития региона. Государство вкладывает очень приличные средства — из всех источников это 284 млрд. руб. — не только в строительство Дальневосточного федерального университета. Перечислю другие основные объекты: строительство двух мостов, реконструкция системы очистки питьевой воды для городов Артем и Владивосток, строительство 4-х станций очистки коммунальных стоков Владивостока, строительство нового полигона твердых бытовых отходов и рекультивация старого ТБО, строительство и реконструкция дорог, реконструкция аэропорта «Кневичи» (Владивосток), строительство нескольких тысяч квартир для моряков Тихоокеанского флота, которых переселяют с острова Русский, строительство новых причалов, электрических мощностей и др. Показательно, что ни в одной стране, участнице форума АТЭС, так, как мы, с русским размахом, к проведению саммита не готовились. Я уверен, что приморцы по-настоящему почувствуют позитивные перемены в своей жизни.

— В мае Виктор Басаргин в ходе совещания в Хабаровске представил основные положения Стратегии развития Дальнего Востока до 2025 г. Можно назвать наиболее значимые для Приморского края и в целом для ДВФО проекты, в реализации которых предстоит задействовать строительную отрасль, на перспективу.

— На мой взгляд, именно реализация программы по подготовке Владивостока к саммиту АТЭС вплоть до 2012 года будет в значительной степени формировать те позитивные экономические показатели, по которым оценивается уровень развития строительной отрасли региона. Ключевым объектом этой программы, конечно, является Дальневосточный федеральный университет, который станет «ядром» новой экономики Приморья, центром инноваций федерального масштаба.

Дата: 29.07.2009
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 5(77)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!