Интеллектуальные дискуссии экономического форума

1 стр. из 1

«Представляется, что худшего сценария развития событий мы пока избежали, прежде всего, из-за сегодняшней готовности государств, правительств различных стран действовать более согласованно, чем это было прежде. Вывод очевиден – выбраться  из этого кризиса мы сможем только в результате совместных действий».

Дмитрий Медведев, Президент Российской Федерации


В этом году участники ежегодного Петербургского международного экономического форума, во всяком случае, бизнесмены, собирались в июне,  чтобы, пообщавшись с представителями власти, банковского сектора,  учеными-экономистами, понять, чего ждать от ближайшего будущего и в каком направлении к нему двигаться. Почти все дискуссии собирали переполненные залы и вызывали большой интерес, прежде всего актуальностью тем, высоким уровнем модераторов и участников. Вот только некоторые темы: «Бизнес-диалог Россия — США, экономическое сотрудничество как основа «перезагрузки» в отношениях между Россией и США»; «Бизнес-диалог Россия — арабский мир»; «Оживление глобальной экономической активности: когда и где?»; «Сила инноваций: когда наступит завтра»; «Новая модель рыночной экономики и долгосрочные последствия кризиса» и мн. др. Остановимся более подробно на самых актуальных темах.

Антикризисные программы: масштаб и границы государственных интервенций в условиях рыночной экономики

Участники: Эльвира Набиуллина, министр экономического развития Российской Федерации, Кэтрин Эштон, европейский комиссар по торговле, лорд Мэрвин Дэвис, министр торговли и инвестиций Великобритании и др.
В центре дискуссии — вопрос о степени вмешательства государства в экономику во время кризиса. По мнению большинства участников, такое вмешательство неизбежно и необходимо, но нужно не ошибиться в выборе момента, когда государство должно выйти из капитала компании. И конечно же, здесь недопустим протекционизм. Сегодня российское правительство предоставляет кредиты частным компаниям, но приоритет остается за диверсификацией экономики посредством инвестиций в определенные отрасли через государственные корпорации и налоговое стимулирование.
Сколько по времени продлится вмешательство государства в бизнес? Вопрос остался открытым, все будет зависеть от темпов восстановления экономики. Банки, первыми ощутившие последствия мирового экономического кризиса, без вмешательства государства оказались бы в безвыходной ситуации с точки зрения финансовых услуг.
Из-за нехватки торгового финансирования снизились объемы торговли, и правительство должно держать эту проблему под контролем. Для российского правительства основными целями являются стимулирование спроса, валютный курс, не привязанный к ценам на нефть, а также повсеместное сокращение расходов. Участники дискуссии пришли к мнению, что  этих целей можно достичь за счет снижения учетной ставки Банка России, замораживания тарифов естественных монополий и борьбы с инфляцией  путем структурных изменений  в экономике.

Сколько стоит нефть?

Участники: Игорь Сечин, заместитель председателя Правительства Российской Федерации, доктор Дэниэл Ергин, председатель Cambridge Energy Research Associates, лауреат Пулитцеровской премии, Нoбуо Танака, исполнительный директор International Energy Agency, Вагит Алекперов, президент ОАО «Лукойл» и др.
Выступив первым, Игорь Сечин высказал мнение, что при огромной важности рынка нефти для мировой экономики существующие на нем механизмы далеки от идеала и что цены на нефть не отражают баланс спроса и предложения. Он считает, что существующие денежные механизмы устарели и не отражают нынешнюю ситуацию в мировой экономике. По мнению И. Сечина, приоритетной задачей должно стать создание стабильной долгосрочной архитектуры рынка нефти. Для этого требуются: совершенствование индикативного ценообразования сырой нефти (задача может быть решена путем увеличения количества сортов сырой нефти в списке торгуемых сырьевых товаров), улучшение механизма ценообразования нефти (цена на нефть должна подкрепляться операциями с реальным товаром, а не служить в качестве финансового инструмента), снижение системных рисков (в торговле нефтью следует перейти к мультивалютным торгам и платежам).
Интересно, что всем участникам обсуждения было предложено проголосовать за то, какова, по их мнению, справедливая цена на нефть. В среднем участники блиц-опроса определили цену в $70–80 за баррель. Однако многие представители нефтяной отрасли, в основном руководители нефтяных компаний, считают, что нефть должна в ближайшей перспективе стоить  $80–90. А на самом деле цена на нефть зависит от того, каким будет спрос на нефтепродукты, как будет определяться предложение сырой нефти (нужны затраты на геологоразведку новых месторождений, доразведку уже разрабатываемых скважин и т. д.). И, наконец, многое зависит от инфраструктуры рынка нефти, которая может быть усовершенствована. Эксперты пришли к выводу, что Россия как крупный поставщик черного золота в перспективе могла бы более активно участвовать в формировании торговой инфраструктуры.

Современные логистические системы

Участники: Андрей Бельянинов, руководитель ANC России, Олег Белозеров, заместитель министра  транспорта Российской Федерации, Юрген Зауэр,  президент ЗАО «Мерседес-Бенц РУС», Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД» и др.
Строительство внутренних инфраструктурных и логистических систем — это залог будущего развития экономики России. Об этом шла речь на дискуссии по логистике. Участники говорили о том,  что необходимо формировать единое транспортное пространство с множественными пунктами доступа для пассажиров и грузов, интегрировать российскую инфраструктуру в мировую транспортно-логистическую сеть. Мало создавать транспортные коридоры, важно формировать систему скоростной доставки товаров и услуг непосредственно от отправителя к потребителю, обеспечивать при этом эффективное взаимодействие между железнодорожным, водным, воздушным и автомобильным транспортом.
В России разработана «Транспортная стратегия на период до 2030 г.», на реализацию которой планируется израсходовать 170 трлн. руб. (треть суммы поступит из бюджета, вся остальная — из частных источников). В сферу инновационных проектов попадут автомобильные и железные дороги, водные и воздушные пути сообщения, логистические центры и  транспортные узлы. 
Участники обсуждения проблем модернизации транспортной инфраструктуры отметили, что России сложно увеличить свою долю в объемах перевозок между Европой и Азией из-за чрезмерной сложности и длительности таможенных процедур.
Один из факторов, который в значительной степени препятствует развитию современной  транспортной инфраструктуры России, — это дефицит высококвалифицированного персонала. Возможно, российские  соглашения о партнерстве, заключенные в последние годы с рядом образовательных учреждений, позволят пополнить отрасль хорошо подготовленными кадрами по снабжению и логистике.

Оптимизм финансовых директоров

В дни работы экономического форума появились весьма любопытные результаты исследования аудиторской компании Ernst&Young и Ассоциации независимых директоров, которые содержат следующие выводы.
«Более половины финансовых директоров крупных частных компаний в россии уверены в позитивных изменениях в российской экономике в ближайшие 12 месяцев. Несмотря на текущие сложности, компании в целом смотрят в будущее со сдержанным оптимизмом. Более 40% респондентов рассчитывают, что российская экономика начнет рост уже в первой половине 2010 г.
Участники опроса единодушно указали на то, что нефтегазовая отрасль должна стать движущей силой, которая выведет российскую экономику из кризиса; 55% директоров отметили, что хотели бы получить финансовую поддержку государства; более половины компаний с государственным участием,  которым требовалась поддержка, уже получили ее.
Основным внешним риском для своих компаний финансовые директора считают снижение потребительского спроса (53% участников). Ключевым внутренним риском было признано отсутствие возможности прогнозирования ситуации (44%). В результате, подавляющее число российских компаний (93%) пересмотрело или собирается пересмотреть свою стратегию.
Приоритетными направлениями операционной деятельности компаний становятся сокращение расходов (95%), контроль за потоками денежных средств (89%) и управление рисками (65%). Большое значение приобретают управление взаимоотношениями с заказчиками и партнерами (53%) и реструктуризация (43%). А наиболее слабым и уязвимым звеном респонденты считают существующую структуру финансирования (70% опрошенных)».

Дата: 27.08.2009
Татьяна Хоршева
"Петербургский строительный рынок" 7-8(120)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!