|
|||||
1 стр. из 1 Россия обладает самыми большими в мире разведанными запасами природного газа — 44,6 трлн куб. м. Две трети этих колоссальных объемов принадлежат ОАО «Газпром», который намерен нарастить продажи «голубого топлива» в Европу, для чего и строится Северо-Европейский газопровод. Он будет состоять из трех участков: двух сухопутных — на территории России и Германии, и связующего звена — морского газопровода Nord Stream («Северный поток»), который пройдет по дну Балтийского моря. Трубопровод «нырнет» в воду в бухте Портовая близ города Выборга Ленинградской области и через 1 220 км выйдет на сушу в бухте Грайфсвальд, протянувшись через экономические зоны России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Именно эта часть будущего газопровода, наиболее сложная в техническом исполнении, вызывала до недавнего времени больше всего вопросов и дискуссий на международном уровне. Однако процесс согласований близится к завершению. Проект рассмотрен в рамках Конвенции по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Espo). А чтобы не только специалисты, но и население разных стран получили представление о том, как будет строиться газопровод по дну моря, компания Nord Stream AG организовала передвижную экспозицию. Информационный трейлер, оснащенный выставочными элементами, экранами и оборудованием, проехал по странам Балтийского побережья и летом нынешнего года начал свое путешествие по городам России. За неделю работы выставки в Москве и Санкт-Петербурге ее посетило около двух тысяч человек. Затем необычная экспозиция прибыла в Выборг и вызвала живейший интерес у горожан, которые смогли увидеть модель миниатюрного судна-трубоукладчика в действии. Строительство «Северного потока» начнется в апреле 2010 г. Первая нитка мощностью 27,5 млрд куб. м в год должна быть введена в эксплуатацию в 2011 г. Запуск второй линии, которая удвоит пропускную мощность газопровода, состоится годом позже. Совместный проект Nord Stream по строительству морской части газопровода реализуют четыре ведущие компании: ОАО «Газпром», Wintershall Holding AG (подразделение BASF CE), «Э.ОН Рургаз АГ» (подразделение E.ON. AG) и N.V.Nederlandse Gasunie. «Для определения безопасного маршрута «Северного потока» мы провели большой комплекс исследовательских работ по изучению морского дна, — говорит технический директор Nord Stream AG, к.т.н. Сергей Сердюков. — Еще в 2005 г. с помощью сонаров бокового действия был обследован коридор шириной 2 км для обнаружения там крупных предметов величиной свыше 6 м. Это позволило нам обойти их при определении трассы будущего газопровода. Наметив ее, мы в 2006 г. тщательно обследовали на наличие более мелких предметов коридор шириной 300 м. Расстояние между двумя нитками газопровода составит 100 м, плюс еще по 50 м с двух сторон от трубопроводов — это та площадь, которая будет занята нашими морскими сооружениями. Для страховки мы изучили еще по 50 м с обеих сторон от трассы. Было получено огромное количество изображений предметов, большинство из которых мы идентифицировали с помощью спускаемого глубоководного аппарата. Оказалось, что 90% предметов — это камни, остальное — мусор. Мы будем тщательно вычищать морское дно по всей трассе газопровода. Работы уже начались. Это даст большой экологический эффект для Балтики, ведь ее никто никогда не чистил. При определении трассы «Северного потока» мы учли и требования природоохранного законодательства: газопровод будет удален от мест жизни тюленей, нерестилищ рыбы и охраняемых природных территорий. Отдельная тема — химическое оружие, запасы которого после Второй мировой войны по решению стран-победительниц были отправлены на дно Балтики. Проведены исследования придонных вод, чего ранее никогда не делалось. Эти данные были предоставлены для изучения Хельсинкской комиссии по охране среды Балтийского моря (HELKOM). Трасса газопровода обойдет районы с затопленным химическим оружием. И сегодня мы можем с уверенностью сказать, что Nord Stream соответствует всем экологическим и правовым требованиям как международного, так и национального законодательства». Маршрут «Северного потока» много раз корректировался. В сентябре 2008 г. были внесены последние изменения: газопровод пройдет не севернее, а южнее острова Борнхольм. Оптимизированный S-маршрут был разработан в ответ на запрос государственных ведомств Дании и является результатом тщательной оценки многих факторов, таких, как безопасность для судоходства и минимизация воздействия на окружающую среду. Основным приоритетом при выборе маршрута трубопровода была удаленность от известных районов захоронения обычных и химических боеприпасов. Премуществом S-маршрута является также сокращение объема работ по подготовке морского дна к трубоукладке. Скорректированная трасса пройдет на значительном расстоянии от природных заповедников, зон интенсивного судоходства и рыболовства, а также важных туристических районов. С технической точки зрения протяженность «Северного потока» сократится, его трасса будет пересекать меньше кабельных линий, что приведет к уменьшению издержек. «Когда реализуется такой большой проект и есть необходимость в получении разрешений от пяти государств, необходимо строго соблюдать все те требования, которые предъявляет каждое из них, и учесть все факторы экологического характера, — сказала директор датской компании Ramboll Нил Штробэк. — Это сделано: комментарии и замечания, которые высказывались правительствами и общественными организациями разных стран, были приняты во внимание. Вопросы экологии повлияли на разработку проекта и выбор технических решений. Одна из самых главных тем: каким образом будут производиться строительные работы на морском дне. Были произведены экологические изыскания — такие масштабные, каких я раньше никогда не видела. Два аспекта, которые при этом рассматривались, — это наличие на морском дне боеприпасов и объектов культурного наследия. Сейчас фаза общественных консультаций завершена. Проект и все технические решения получили одобрение третьей стороны — сертифицирующей компании DNV. Очистку трассы будет выполнять фирма-подрядчик из Великобритании, которая имеет большой опыт работы с боеприпасами». Трубы для первой нитки «Северного потока» изготавливают Выксунский металлургический завод и немецкая компания EUROPIPE. «По существующей схеме мы можем начать строительство сразу с двух или трех точек в море, — говорит Сергей Сердюков. — График составлен так, чтобы оптимизировать работы с учетом ледового периода. Начав весной будущего года укладку трубы, мы за лето и осень успеем завершить работы в зоне, которая подвержена замерзанию. А дальше будем строить, учитывая разную толщину трубопровода. Он трехсекционный: первая часть у берегов России рассчитана на давление 220 бар, длинная средняя часть — на 200 бар, а самая последняя часть — на 170 бар, потому что в конце газопровода никогда не бывает такое высокое давление, как в начале. На все работы, включая подготовку, укладку, пусконаладку, испытания и запуск первой нитки, отводится 18 месяцев. Газопровод полностью спроектирован и на 70% своей протяженности уже укомплектован запасом труб. Строить мы будем очень быстро, судно-трубоукладчик должно работать беспрерывно, как конвейер, и опускать на морское дно около трех километров трубы в сутки. Остановить процесс сможет только шторм выше пяти баллов, что для Балтики — редкость». Контроль за производством работ обещается жесткий. На каждую трубу будет составлен документ, где найдет отражение информация о том, кто плавил сталь, кто делал покрытие трубы, кто варил сегменты на корабле в конкретный день, кто укладывал на морское дно и т. д. «Наш газопровод будет обладать большой надежностью, — утверждает Сергей Сердюков. — По нормам DNV, уровень его отказа — 10 в минус пятой степени, то есть один раз в десять тысяч лет. А срок службы «Северного потока» рассчитан всего на 50 лет». В июле 2008 г. компания Nord Stream A.G. подписала с французской компанией EUPEK PipeCoating S.A. контракт на сумму 650 млн евро, предусматривающий оказание услуг по логистике и нанесению утяжеляющего бетонного покрытия на трубы для морского участка газопровода. Инвестиции в создание необходимой инфраструктуры на побережье Балтийского моря составят около 100 млн евро. Компания EUPEK строит на острове Рюген в Германии, недалеко от города Мукран, завод по обетонированию труб. Еще один подобный завод будет построен в Финляндии, в городе Котка. Контракт предусматривает не только нанесение на трубы бетонного покрытия, но и их транспортировку, погрузку, разгрузку и хранение в регионе Балтийского моря. Обетонированные трубы, хранящиеся на нескольких логистических площадках в разных странах, предстоит доставлять на трубоукладочные суда, которые будут находиться на удалении от берега не более 100 миль. Это гарантирует транспортировку труб по самым коротким маршрутам, связывающим складские терминалы с районами строительства газопровода. Однако невольно возникает вопрос: насколько защищенным окажется газопровод от посягательств извне? «Конструкция трубы и технические решения, которые внедрялись в проект в течение последних трех лет, направлены на то, чтобы предовратить катастрофу с разрушением газопровода, — говорит Нил Штробэк. — Он пролегает в стороне от судоходных маршрутов. В Балтийском море случаются землетрясения, и это было принято во внимание при проектировании. Дизайн и конструкция трубопровода были разработаны таким образом, чтобы он мог противостоять сейсмической активности». По мнению Сергея Сердюкова, никакое недиверсионное воздействие не сможет разрушить газопровод. Даже падение на трубу корабля не нарушит ее целостности. Для совершения же диверсии потребуется проведение столь масштабной подготовительной работы, что она не останется незаметной при той системе контроля, которая будет на трубопроводе. Дата: 21.09.2009 Светлана Королева "Федеральный строительный рынок" 6(78)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||