|
|||||
1 стр. из 1 При решении территориальных и транспортных проблем мегаполиса на сегодняшний день предпочтение отдается тоннельному варианту, обладающему градостроительными, архитектурными и техническими преимуществами. Несмотря на явные достоинства, автотранспортные тоннели являются сложными и опасными участками с точки зрения видимости дорожного полотна, обстановки на полосах движения и препятствий на пути следования. Это обусловлено отсутствием естественного света внутри тоннеля и резким изменением световой обстановки при въезде и выезде из него. Освещение в тоннелях подразделяется на рабочее и аварийное (эвакуационное). Основная задача рабочего освещения состоит в создании комфортных условий для проезда в тоннеле. Зрительный комфорт достигается сокращением времени переадаптации глаз водителя за счет обеспечения достаточно высоких уровней яркости на начальных участках тоннеля с дальнейшим плавным снижением ее к внутренней зоне и увеличением в зоне выезда. Не менее важной задачей является обеспечение освещения при авариях и чрезвычайных ситуациях для эвакуации людей в безопасные места и сохранения их жизни и здоровья. За это отвечает система эвакуационного освещения. Конец 90-х годов можно назвать началом нового этапа развития тоннельного освещения в России в части методов проектирования, применения нормативной документации, использования в проектах современного светотехнического и электротехнического оборудования. При проектировании первых протяженных тоннелей в Москве (1998–1999 гг.) возникла острая необходимость в пересмотре существующей нормативной документации, которая уже не удовлетворяла европейским стандартам. Во-первых, отечественные нормы до недавнего времени основывались на средней скорости движения автотранспорта — 60 км/ч. Во-вторых, они базируются на регламентации освещенности дорожного покрытия, а не яркости. Освещенность не является адекватным показателем видения, и если пересчитать нормируемую освещенность на яркость, то она окажется примерно в 3 раза ниже значений, принятых в других странах. Недостатки действующих норм не позволяют в полной мере обеспечить условия безопасности и комфортности для участников движения при проезде по тоннелю. Правительство Москвы до разработки новых стандартов разрешило использование зарубежных норм при проектировании новых тоннелей. В 2001 г. под пл. Гагарина в Москве был введен в действие автотранспортный тоннель протяженностью 905 м, в котором впервые осветительная установка проектировалась по немецким нормам. В дальнейшем осветительные установки всех московских тоннелей, Лефортовского, Краснопресненского, Кутузовского, а также под каналом им. Москвы на Волоколамском шоссе, создавались на базе европейских стандартов. Для проектирования использовалась собственная компьютерная программа Light-in-Night Road, основанная на показателях отечественных дорожных покрытий и базе данных отечественных светильников. Для рабочего освещения в тоннелях применяются светильники, имеющие малую высоту, вписывающуюся в разрешенные габариты тоннелей. Эти светильники обладают хорошим дизайном и выполнены из нержавеющей стали. Места размещения осветительных приборов выбираются с учетом удобства их дальнейшей эксплуатации. Так, в Лефортовском тоннеле на одном из участков светильники впервые были установлены в специальные ниши над проезжей частью (обслуживание ведется сверху из кабельных коллекторов). Это позволило эксплуатировать их без блокировки полосы движения. В других тоннелях светильники размещаются в линии таким образом, что при их обслуживании перекрывается лишь по одной полосе движения. Постоянно совершенствуются способы обозначения путей эвакуации людей. Основной подход в разработке системы эвакуационного освещения определяется каждым конкретным случаем и зависит от протяженности тоннеля, его конструктивных особенностей, конфигурации, наличия централизованных систем управления при возникновении чрезвычайной ситуации. Со временем произошел переход от использования светоотражающих наклеек-указателей на стенах к световым статическим указателям (Лефортовский тоннель) и светодиодным управляемым динамическим указателям направления движения (Краснопресненский тоннель). Сейчас ведется проектирование освещения для строящихся тоннелей на многофункциональной многоуровневой транспортной развязке в районе станции метро «Сокол». Эти тоннели будут частью «Большой Ленинградки». Очень важным аспектом в современном освещении тоннелей являются автоматизированные системы управления (АСУ), используемые для создания благоприятных условий видимости, регулирования освещения в дневном режиме и при переходе с дневного на ночной режим. Возможно использование одного из различных методов управления или их комбинации. Для изменения режимов освещения в московских тоннелях в основном применяется ступенчатое регулирование методом включения-отключения части светильников: автоматическое по годовому графику (Лефортовский тоннель) или по показаниям датчиков-яркомеров (Краснопресненский тоннель). При разработке автоматизированных систем управления освещением мы учитываем опыт наших европейских коллег из Германии, Швейцарии, Италии, а также внедряем наиболее прогрессивные технические достижения. Так, в Краснопресненском тоннеле проектом предусмотрена система автоматизированного управления осветительной установкой с датчиками-яркомерами немецкой фирмы Еlektric-Special, устанавливаемыми в местах перед въездами в порталы и в пороговых зонах тоннеля. Наиболее интересным и перспективным с точки зрения проектировщиков «Светосервиса» видится внедрение непрерывного автоматического регулирования — диммирования. При диммировании производится постоянное сравнение заданных и фактических параметров, получаемых от яркомеров в предтоннельной и пороговой зонах тоннеля. Это позволяет подавать с помощью регулятора такое напряжение на светильники, которое обеспечивает плавное изменение уровня освещения во въездной зоне в соответствии с изменением естественного освещения снаружи. Напряжение на светильниках может изменяться в пределах 230–180 В. В результате, световой поток ламп может изменяться на 20% от начального значения. Такая система управления осветительными установками, использующая оборудование итальянской фирмы Reverberi, впервые в России была применена специалистами компании «Светосервис» в Сущевском тоннеле столицы. Эта система принята в опытную эксплуатацию. Наряду с экономией электроэнергии (около 25% по результатам полугодовой работы) срок службы ламп (по опыту эксплуатации таких установок за рубежом) может существенно увеличиться. Это, в свою очередь, дает возможность значительно увеличить и оптимизировать интервалы между групповыми заменами ламп и снизить расходы на утилизацию токсичных источников света, отработавших срок службы. 5 августа 2009 г. состоялось официальное открытие Волоколамского тоннеля, связывающего одноименное шоссе с Ленинградским проспектом. Свет в тоннеле — это работа Группы компаний «Светосервис». Строительство тоннеля является составной частью проекта «Большая Ленинградка», который включает в себя реконструкцию и расширение Ленинградского ш. и Ленинградского пр., Тверской ул., Пушкинской пл. и пл. Тверской заставы. Завершен только первый этап работ: движение открыто в одном направлении — из области в центр. В обратном направлении его обещают сдать к ноябрю текущего года. На объекте, протяженностью 1 800 м и глубиной 22 м установлено оборудование марки GALAD — светильники ЖПУ-29 («Атлант») мощностью 250 и 400 Вт. Параллельно ведутся работы по проектированию Алабяно-Балтийского тоннеля протяженностью более 2 км., пересекающего Ленинградский пр. под Волоколамским и Ленинградским тоннелями и линией метрополитена. Такого масштаба в области тоннелестроения в Москве еще не было. Группа компаний «Светосервис» принимает активное участие в разработке проекта освещения данного сооружения. Группа компаний «Светосервис» Дата: 21.09.2009 В.В. Хаметова "Федеральный строительный рынок" 6(78)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||