Санкт-Петербург — Хельсинки: «бархатный путь по морскому дну»

1 стр. из 1

Экономический кризис не повлияет на сроки реализации проекта организации высокоскоростного движения по маршруту Санкт-Петербург — Хельсинки. Полномасштабная модернизация путевого хозяйства и развитие инфраструктуры осуществляются в соответствии с графиком, и сегодня часть линий уже готова к скорости поездов 200 км в час. Общий финансовый лимит проекта скоростного железнодорожного маршрута Санкт-Петербург — Хельсинки составляет свыше 43,8 млрд руб., из которых уже выделено около 21,8 млрд и освоено порядка 17,6 млрд.

Больше пассажиров — меньше грузов?

Протяженность трассы, подлежащей реконструкции, составляет 272 км, расстояние до финской границы — 158 км. По словам начальника отдела инженерных сооружений службы пути Октябрьской железной дороги Игоря Сафронова, к настоящему времени из 219 искусственных сооружений, подлежащих реконструкции, уже проведены работы по 73 объектам. Из 50 железнодорожных платформ реконструировано 28, еще 17 находится в работе и должны полностью войти в строй до конца текущего года.

Осуществлена реконструкция 73 искусственных сооружений, отремонтировано 174,5 км пути, уложено 129 скоростных стрелочных переводов. Проводится полная замена контактной сети и модернизация средств автоматики и телемеханики.

На следующий год намечены работы по модернизации мостов через Выборгский залив и Сайменский канал. Кроме того, по всем перегонам осуществляется переход на тональные рельсовые цепи, что сделает дорогу «бархатной», как выразился Игорь Сафронов в газете «Гудок». Он также сообщил, что самый трудный участок маршрута начинается ближе к Бусловской, в районе станций «Верхнечеркасово» и «Гаврилово». Территория, бывшая когда-то морским дном, отличается большим содержанием так называемых текучих глин. Для обеспечения устойчивости земляного полотна и несущей способности сооружений используются свайные основания. Определенные технологические трудности связаны еще и с необходимостью проведения работ в «окна», при открытом соседнем пути.

Проведение работ по организации скоростного движения идет по плану, и, пожалуй, основным проблемным поводом является необходимость освободить линию Петербург — Бусловская от грузовых поездов, для которых строится альтернативная электрифицированная двухпутка Петяярви — Каменногорск протяженностью 64 км. Сегодня на этом участке проводится отсыпка земляного полотна, осуществляется реконструкция искусственных сооружений.

Изначально рассматривалось несколько вариантов выноса грузового движения, в частности речь шла о строительстве отдельной грузовой скоростной линии Петербург — Выборг, о создании новых грузовых линий Сосново — Житково и Сосново — Выборг с ответвлением на Приморск и Высоцк. В результате был утвержден вариант, согласно которому грузовое движение должно быть переведено на приозерское направление до Лосева. От него до Каменногорска будет проложен двухпутный электрифицированный участок, а далее грузовые поезда направятся по существующему участку Каменногорск — Выборг.

Завершение постройки грузового объезда запланировано на 2012–2013 гг., что означает ощутимое сокращение в ближайшем будущем грузовой базы морских портов «Высоцк», «Выборг» и «Приморск». Пожалуй, больше, чем другие, может пострадать Высоцкий угольный терминал, развитие которого в значительной степени сдерживается пропускными мощностями дороги. В минувшем году порт не перевалил и 3 млн — можно предположить, что запуск скоростного движения поспособствует только снижению этой планки.

Впрочем, падение грузооборота напрямую скажется и на финансовых показателях дороги. «Нам придется снимать много грузовых ниток, идущих в направлении портов Финского залива, а это большие убытки. Поэтому если к началу скоростного движения не будет достроен грузовой обход, придется резко форсировать работы, чтобы достроить участок, даже если не будет инвестиций», — убежден заместитель начальника Санкт-Петербургского отделения Октябрьской железной дороги по скоростному движению Сергей Кулдыкин.

Добавим, что определенные сложности со строительством связаны еще и с экологическим аспектом, поскольку трасса проходит по территории, где расположен ряд заказников. На недавно прошедшем заседании правительства Ленинградской области губернатор Валерий Сердюков поручил создать рабочую группу по координации всех действий в ходе проектирования новой грузовой железной дороги. В нее войдут представители власти и надзорных органов. Более подробный проект новой дороги Лосево — Каменногорск должен быть представлен в декабре текущего года.

Предполагается, что к 2020 г. пропускная мощность на выносимой грузовой линии Ручьи — Петяярви — Каменногорск — Выборг должна составить порядка 40 млн т — это 54 пары поездов в сутки.

Франция даст России Pendolino

По маршруту Петербург — Хельсинки будут курсировать скоростные поезда производства французской компании Alstom. Контракт о покупке четырех составов был подписан в 2007 г. Oy Karelian Trains Ltd — совместным предприятием ОАО «РЖД» и VR-Group (АО «Железные дороги Финляндии»). Поезда этой марки уже эксплуатируются в Финляндии, по-этому им и было отдано предпочтение.

Первый состав должен прийти в Россию в июле следующего года, еще два поезда поступят в сентябре, четвертый — в октябре. Коммерческая эксплуатация поездов Pendolino, получивших в России название «Аллегро», должна начаться в декабре 2010 г. Сначала будет три ежедневных оборотных рейса, а в дальнейшем — четыре. Предусмотрена двойная система электроснабжения, что позволит эксплуатировать электропоезда Pendolino в контактных сетях и России, и Финляндии.

В настоящее время первый состав электропоезда Pendolino уже проходит заводские испытания. Сергей Кулдыкин сообщил, что есть некоторые сложности с поставкой обшивки, «однако французские партнеры заверяют, что это никак не повлияет на сроки». Кроме того, производится доработка системы торможения.

Напомним, в июне 2006 г. поезд компании Alstom приходил в Россию для испытаний, по результатам которых французской стороне был направлен ряд рекомендаций, содержащих в т. ч. пожелания относительно коррекции параметров и конструкции кузова.

«В составе каждого поезда Pendolino будет 7 вагонов, рассчитанных на перевозку 352 пассажиров, — сообщил инженер отдела эксплуатации Северо-Западной дирекции по обслуживанию скоростных сообщений Константин Емельянов. — В частности, в поезде будет 304 места второго класса, 42 — первого и 6 — бизнес-класса. Предусмотрены также спецвагоны для инвалидов, оборудованные пандусами и более удобными сидениями».

По словам спикера, стоимость поездки будет чуть ниже цены авиабилета на аналогичном направлении, добавил спикер. На российском участке поезд будет идти со скоростью 200 км в час, от финской границы скорость вырастет до 220. Теоретически можно разогнать Pendolino и до 250, но это зависит уже от тягового двигателя. В любом случае, для французов это не предел: созданный ими поезд AGV способен развивать скорость 574 км в час.

Прохождение таможенного и паспортного контроля пассажиров, следующих из Санкт-Петербурга в Хельсинки, будет осуществляться во время поездки в специально выделенных зонах. Уместно напомнить, что соответствующее распоряжение было подписано Председателем Правительства РФ Владимиром Путиным еще в мае этого года. В 2010 г. в Санкт-Петербурге на Финляндском вокзале и железнодорожной станции «Выборг» будут открыты пассажирские постоянные многосторонние пункты пропуска через государственную границу РФ. Такой же пункт пропуска через российскую границу появится и на железнодорожной станции «Бусловская».

Добавим, что сейчас между Россией и Финляндией курсирует три поезда: московский «Лев Толстой» и петербургские «Репин» и «Сибелиус»

Дата: 21.09.2009
Иван Сергеев
"Федеральный строительный рынок" 6(78)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!