|
|||||
1 стр. из 1 В 2008 г. порты России обработали фактически 500 млн т, из которых на долю портов Северо-Запада пришлось 220 млн, или 47% от общего объема. Притом что в начале этого года ощутимо упали объемы грузо-оборота, уже к маю ситуация стала выравниваться. К настоящему времени в российских портах Финского залива отмечается рост грузооборота относительно прошлого года. Более того, несмотря на кризис, в регионе активно реализуются проекты по развитию транспортной инфраструктуры. Стивидоры берут реванш… По итогам семи месяцев, в российских портах Финского залива зафиксирован небольшой, но устойчивый рост грузооборота. По информации Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, объем переработки грузов за 7 месяцев года составил 61,23 млн т, что на 6% больше, чем в январе — июле предыдущего года. Основной объем грузооборота обес-печивает порт «Приморск», который прокачал и перевалил на экспорт 45 млн т нефти и нефтепродуктов (+3,6% к уровню января — июля 2008 г.). Из общего объема ООО СМНП «Приморск» и ООО Приморским торговым портом прокачано и перевалено на экспорт около 43 млн т нефти (99,4%). Морским терминалом ООО «Балттранссервис» за январь — июль текущего года перевалено на экспорт 2 млн т нефтепродуктов. Порт «Высоцк» переработал 10,17 млн т грузов (+5,5%), в том числе нефтяной терминал ОАО «РПК-Высоцк «Лукойл-II»» — 8,25 млн т нефтепродуктов (+4,6%), угольный терминал ООО Порт «Высоцкий» — 1,92 млн т (+9,8%). Как сообщил член совета директоров ООО Порт «Высоцкий» Олег Филатов, в этом году планируется перевалить примерно 3,5 млн т, «а если повезет — 3,8». Пока что ситуация не обнадеживает: загрузка порта составляет порядка 70%, кроме того, лимитирующим фактором стали проводимые здесь дноуглубительные работы. Отвечая на наш вопрос о возможном перепрофилировании угольного терминала (эта тема активно обсуждалась последние два года), Олег Филатов сообщил, что акционеры длительное время вели переговоры по вопросу перевалки металлов и минеральных удобрений, а также контейнеров, но сейчас это неактуально — в обозримом будущем основным грузом порта останется уголь. С незначительным снижением (–4,3% к соответствующему периоду 2008 г.) отработал Выборгский порт, где объем перевалки грузов составил 654,3 тыс. т. Кстати, в свете известных проблем группы компаний OMG, которая еще в марте текущего года перестала выполнять принятые кредитные обязательства, не совсем понятно, как в дальнейшем будет строиться работа данного порта. Переработка грузов в порту «Усть-Луга» в январе — июле 2009 г. выросла на 36% к аналогичному периоду предыдущего года (до 5,4 млн т). Объем перевалки в порту за июль увеличился почти вдвое — до 1 млн т, при этом основную долю в общем объеме переваленных грузов составил уголь, грузооборот которого вырос более чем на 22% — до 4,14 млн т. Из общего объема грузов порта угольным терминалом ОАО «Ростерминалуголь» отгружено 3,9 млн т угля (115,3%), ОАО Усть-лужский лесной терминал «Фактор» — 148,2 тыс. т лесных грузов (39,3%). Автомобильно-железнодорожный паромный комплекс «Усть-Луга — Балтийск — порты Германии» за январь — июль 2009 г. перевез 563,3 тыс. т генеральных грузов (рост в 3,2 раза), ОАО Универсальный перегрузочный комплекс перегрузил 633,6 тыс. т металла, многофункциональный перегрузочный комплекс «Юг-2» — 18,3 тыс. т накатных грузов (автомобили), терминал по перегрузке минеральных удобрений ОАО «Европейский серный терминал» перевалил 131,9 тыс. т. Мощности есть, а контейнеры исчезли… В Большом порту «Санкт-Петербург» по итогам 7-ми месяцев зафиксировано снижение грузообработки на 22% (до 27,5 млн. т) в основном за счет резкого падения объемов минеральных удобрений и контейнерных грузов. Контейнерооборот БП «СПб» по итогам января — июля 2009 г. сократился на 38% — до 703 364 TEU (для сравнения: за 7 мес. 2008 г. этот показатель составил 1,14 млн Напомним, равнение на контейнеры было сделано петербургскими стивидорами несколько лет назад — при отсутствии должных мощностей. В результате 2005 г. охарактеризовался километровыми очередями автомобилей-контейнеровозов перед терминалами ПКТ и ПЛП. При суммарном контейнерообороте в 2005г., равном 1,16 млн TEU, резерв портовых мощностей был практически исчерпан. За минувшие годы была реализована масштабная инвестиционная программа, в результате которой почти вдвое увеличен парк больших причальных перегружателей STS и тыловых перегружателей RTG, обеспечивающих более эффективную систему штабелирования, чем при использовании автоконтейнеровозов и ричстакеров. Введена система «тайм-слотирования», обеспечившая централизованное планирование завоза-вывоза контейнеров автотранспортом. Все это привело к тому, что начиная с 2005 г. объем контейнерных перевозок увеличивался в среднем на 17–20% в год и к 2008 г. достиг 1, 98 млн TEU (т. е. почти на 70% выше показателя 2005 г.). Тем не менее, вопросов, требующих решения, еще хватает. Как сообщил коммерческий директор компании «Интегрированные логистические системы» Станислав Войцеховский, вечной проблемой являются долгие сроки таможенного оформления груза в порту. С одной стороны, эта медлительность связана с недостаточным уровнем организованности процесса, с другой — обусловлена тем, что груз оформляется на территории порта. «По сравнению с европейскими и азиатскими терминалами наш порт работает в разы медленнее. При достаточной подготовленности и умелой работе с клиентами груз можно оформить и вывезти из порта гораздо быстрее, чем это происходит. К сожалению, многие до сих пор используют порт в качестве дешевого склада», — констатирует С. Войцеховский. «В настоящее время с учетом кризисного сокращения объема перевозок проблема пропускной способности отошла на второй план», — считает заместитель генерального директора ЗАО «Си Лоджистикс» Александр Макаренков. По его словам, в нынешнем году вследствие сокращения объема перевозок импортных грузов в Россию и массового вывода судов из эксплуатации большинством контейнерных линий появились две новые проблемы, определившие ситуацию на рынке, — это дефицит «свободного» контейнерного оборудования под экспорт и дефицит мест на судах. Впрочем, по экспорту ситуация складывается более оптимистично, чем по импорту: по сравнению с 2008 г. есть даже небольшой рост. Однако, по словам эксперта, настораживает невысокая стоимость ведущих номенклатурных позиций, что повышает транспортную составляющую в их цене, особенно с учетом тенденции постоянного повышения ставок фрахта, наметившейся с марта 2009 г. Добавим, что 21 августа свершилось знаковое для Большого порта событие: Председатель Правительства РФ Владимир Путин подписал распоряжение об установлении границ БП «СПб». О необходимости установления границ портовое сообщество говорит уже не первый год — их отсутствие вносило определенную сложность и в осуществление судозаходов, и в работу стивидоров, которым периодически приходилось выслушивать претензии пограничной службы ФСБ. Кроме того, отсутствие границ являлось сдерживающим фактором для реализации новых инфраструктурных проектов — в частности, если говорить о создании системы тыловых терминалов. За минувшие годы в развитие портовой инфраструктуры были направлены значительные инвестиции — как государственные, так и частные. Только в 2008 г. в рамках ФЦП «Модернизация транспортной системы РФ» портовые мощности России были увеличены примерно на 60 млн т, в т. ч. получили развитие порты «Приморск», «Мурманск», «СПб», «Усть-Луга», «Калининград». Как сообщил исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов (АСОП) Серик Жусупов, за последние 5 лет мощности перегрузочных терминалов в портах увеличились более чем в два раза, а в портах Северо-Запада — в 3–4 раза и составляют практически половину потенциала всех морских портов России. Программой на текущий год предусмотрены инвестиции из федерального бюджета (более 16 млрд руб.) и частные инвестиции (порядка 79 млрд руб.). При этом объемы инвестиций неуклонно растут из года в год. В рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России» планируется инвестировать до 2015 г. более 45 млрд руб. (в т. ч. свыше 12 млрд — из федерального бюджета) на реконструкцию объектов федеральной собственности, морского канала и инфраструктуры БП «СПб». Особое внимание в данной программе уделяется развитию контейнерных терминалов, в первую очередь — в портах Северо-Запада. Назовем некоторые инфраструктурные проекты, реализуемые в настоящее время в портах Петербургского транспортного узла. Группой компаний «Морской порт Санкт-Петербург» реализуется масштабная программа развития портовой инфраструктуры, предполагающая переход на обработку более рентабельных видов грузов и увеличение перегрузочных мощностей компании до 20 млн т в год путем строительства специализированных терминалов для перевалки различных видов грузов, а также развитие уже реализованных проектов. В рамках реализации полномасштабной программы развития группа компаний «Морской порт Санкт-Петербург» перешла на круглосуточный режим строительства 1-й очереди морского контейнерного терминала. Напомним, в 2008 г. на территории Четвертой стивидорной компании на месте устаревших мощностей по перевалке угля, глинозема, металлолома и лесных грузов ведущими российскими и европейскими институтами было начато проектирование 1-й очереди контейнерного терминала мощностью 350 тыс. TEU в год. Терминал будет ориентирован на обслуживание всех видов экспортных и импортных контейнерных грузов, в том числе рефрижераторных и опасных грузов. Тогда же был заключен контракт с ЗАО «Конекрейнс» на поставку 4-х причальных перегружателей и 10-ти тыловых перегружателей на пневмоходу. Наладка, эксплуатационные и грузовые испытания технологического оборудования для 1-й очереди МКТ планируется начать в октябре. В рамках той же программы развития ведется проектирование рефрижераторного терминала на территории Первой стивидорной компании мощностью около 1,5 млн т. Работу планируется завершить во 2-м квартале 2010 г. Кроме того, завершено проектирование универсального складского комплекса (УСК) крытого хранения площадью 12,7 тыс. кв. м на территории терминала Первой стивидорной компании. УСК для грузов на ролл-трейлерах, требующих крытого хранения, планируется построить взамен устаревших складских площадей для хранения алюминия. В ноябре будут завершены дноуглубительные работы на контейнерном терминале в Усть-Луге. Открытие терминала намечено на 2010 г. (сроки сдвинулись из-за общего падения грузопотока в Северо-Западном регионе). В настоящее время здесь создается инженерная инфраструктура — к терминалу уже подведены электричество, вода, железнодорожные пути, автодорога. (Заметим: как и в случае с Выборгским портом, возникает вопрос, связанный с работой терминала, вот только основа у вопроса уже другая — не платежеспособность должника, а конфликт между акционерами Национальной контейнерной компании.) Приобретены два буксира голландской фирмы Danem, предназначенные для транспортировки к причалам порта больших судов, которые будут заходить в «Высоцк» после окончания работ по дноуглублению подходного канала и акватории порта до отметки 12,7 м. Заказчиком работ выступает ФГУП «Росморпорт», средства выделяются из госбюджета, реализацией проекта занимаются специализированные компании. Окончание работ намечено на декабрь 2009 г. После дноуглубления морской торговый порт «Высоцкий» сможет принимать у своих причалов грузовые суда дедвейтом до 40 тыс. т. Заметим, что о бурном развитии терминала говорить не приходится — угольщики еще несколько лет назад неоднократно заявляли, что готовы перегружать значительно большие объемы, нежели принимает железная дорога. К настоящему времени не только не решена проблема увеличения пропускных мощностей на подходах к порту, но более того — в следующем году будет запущено скоростное движение Петербург — Хельсинки, из-за которого грузопоток в направлении порта «Высоцк» основательно «просядет». По крайней мере, до тех пор, пока не будет построен грузовой обход. Кстати, в фаворе у «РЖД», как и прежде, находится усть-лужский порт: до конца 2009 г. железнодорожники планируют направить 4,4 млрд руб. на реконструкцию участка Мга — Гатчина — Веймарн — Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива. Цель проекта — создание необходимых условий для наращивания товарооборота между Россией и странами ЕС через морской порт «Усть-Луга» и обеспечение грузоперевозок на подходах к нему. Добавим, что значимыми инфраструктурными проектами в Петербургском транспортном узле, направленными на развитие в т. ч. портового бизнеса, стало строительство судопропускных сооружений С-1 и С-2, входящих в состав комплекса защитных сооружений, а также строительство ЗСД и прилегающих к нему съездов и транспортных развязок. Дата: 21.09.2009 Иван Сергеев "Федеральный строительный рынок" 6(78)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||