Проблемы по инженерной подготовке территории при строительстве портовых сооружений, автомобильных и железных дорог на слабых грунтах

1 стр. из 1

Вопросам инженерной подготовки территорий под строительство различных объектов в современных условиях уделяется все большее внимание. Не секрет и то, что, действуя традиционными методами, здесь не всегда можно достичь желаемого результата. Вместе с тем в Россию приходят прогрессивные методы инженерии, уже отлично зарекомендовавшие себя в мировой практике. В Санкт-Петербурге в июле 2008 г. для предоставления подобных услуг даже появилось специализированное предприятие, входящее в состав международной «Группы Менар». Подробности о деятельности своей фирмы сообщает генеральный директор ООО «СМУ-6» Алексей Леонидович ЕГОРОВ.

–Наша компания создана специально для того, чтобы выполнять инженерную подготовку территорий с использованием самых современных технологических методов, которые есть в мире. А в мире инженерной подготовкой территорий профессионально занимаются не так уж и много фирм, причем крупных и известных среди них буквально две-три. Основной из них смело можно назвать французскую компанию «Менар», которая ведет работы в 70 странах по всей планете: прежде всего это строительство больших портов и терминалов на морском побережье. Не секрет, что все они сегодня — причем не только на болотистом Севере, но и в Юго-Восточной Азии и в Австралии — строятся на достаточно слабых грунтах (по простой причине — где их можно было построить в нормальных условиях, они уже построены давно). Это общемировая проблема, такая же ситуация сейчас и в России, что специалисты понимают четко.

Помимо морских портов и припортовых терминалов «Группа Менар» также специализируется на подготовке территорий под строительство аэропортов, различных промышленных зданий и сооружений, транспортных магистралей. Мы сегодня опираемся на наработки компании Menard Soltraitement, предлагая и осуществляя проектные решения, базирующиеся на технологиях улучшения характеристик грунта. Это позволяет нам использовать богатейший передовой опыт строительства тысяч объектов во многих странах мира.

Предлагаемые решения «под ключ» основываются на результатах исследования грунта и описании создаваемой конструкции. При этом уже более 30 лет Menard Soltraitement развивает инновационные технологии, предлагая клиентам все более совершенные, надежные и экономичные решения. В нашем случае «самое прогрессивное» не означает «самое дорогое», напротив, эти методы могут обеспечить оптимизацию капиталовложений и реальную экономию.

— В чем же суть предлагаемых решений?

— Наши технологии улучшения характеристик грунта можно подразделить на два основных типа. Первый — без добавления материалов. Для зернистых грунтов (песок, щебень) применяется уплотнение почвы путем вибрации или трамбования. На глинистых, илистых грунтах используется загрузка участка насыпью, атмосферное разряжение, установка дренажной сети.
Технологии с добавлением материалов заключаются в выполнении вертикальных гибких, полужестких или жестких включений в грунт подготавливаемого участка. Чаще всего это балластные колонны и блоки или же колонны с контролируемым модулем и цементирование под давлением. Используются материалы только высокого качества.

— Удалось ли СМУ-6 за год со дня создания поработать на строительстве крупных объектов?

— Да, и каждый из этих трех объектов называют знаковым как минимум в масштабах Северо-Запада. Была проделана довольно-таки большая маркетинговая работа, результатом которой стали достаточно серьезные контракты.
Во-первых, мы участвовали в строительстве объезда кольцевой автодороги на комплексе защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Проект это, как известно, старый, долгое время работы были заморожены. При его возрождении возникла новая необходимость — вести кольцевую дорогу по высокой насыпи. Однако осадки грунта, если бы ее сделали старыми привычными методами, ожидались до 70–80 см. Это в последующем дало бы массу проблем с эксплуатацией дороги — частые ремонты и т. д.

Степень важности объекта, соответственно, определила необходимость более передовых технологий. Нам пришлось выполнить инженерную подготовку территории с обеспечением осадки до начала строительства. Для ускорения консолидации непроницаемых грунтов нами был осуществлен так называемый вертикальный дренаж по технологии Menard Soltraitement. Суть процесса, если упрощенно, заключается в использовании вертикальных дрен из синтетического материала, гибких пластиковых труб плоского или круглого сечения, по которым поднимается и отжимается влага. В России подобная технология, кстати, была разработана еще в 70-х годах. Теперь метод возрожден с учетом лучшего мирового опыта и уже применен нами на нескольких объектах.

Второй объект — это «Морской фасад» — сегодня известный далеко за пределами Санкт-Петербурга. Здесь мы сделали опытный участок по геологическому дренированию и на практике опровергли расхожее мнение, что здесь у нас якобы особо сложные грунты. При использовании технологий Menard Soltraitement эффективность одинакова на любых грунтах в любой точке мира. Между причалами «Морского фасада» мы уплотнили грунты, кстати, по самой дешевой из предлагаемых нами технологий. Благодаря применению метода объект удалось сдать своевременно, праздник состоялся в намеченный срок.

Сегодня стоит вопрос по второй, а затем и третьей очереди комплекса. Все заключения лабораторных исследований на научном уровне говорят о том, что здесь открывается широкое поле для нашей деятельности. По этому случаю можно вспомнить, как еще в 80-е годы дома, построенные на намытой территории, осели в землю более чем на метр, вследствие чего там были аварии и вообще много проблем. Такая же участь может ожидать и «Морской фасад», если предварительно не сделать современную инженерную подготовку.

Следующий достаточно серьезный объект — большой европейский контейнерный терминал морского порта «Усть-Луга». Там при инженерной подготовке территории мы предложили использовать виброфлотацию и динамическое уплотнение. Техника динамического уплотнения требует применения трамбовок весом 15–40 т в свободном падении с высоты 10–40 м. Этот процесс обработки грунта применяется как для фундаментов зданий, так и для стабилизации больших площадей при устройстве насыпей или рыхлого грунта. А при виброфлотации используется специальный вибратор, установленный на гусеничном кране. Все автоматизировано: и подача воды, и подача воздуха. В результате происходит перевод песка из рыхлого состояния в твердое, практически, как асфальт.

У нас по контракту прописываются определенные показатели, с которыми мы должны сдать инженерно подготовленную территорию. Так вот нам удалось заметно их перекрыть — разумеется, в лучшую сторону. Многие не верили, что такое возможно, но ведь это уже есть.

Однако вернемся к объектам инфраструктуры в Усть-Луге. Очевидно, что здесь при строительстве подъездных дорог возникнут неравномерные осадки территории, которые создадут проблемы при последующей эксплуатации и, соответственно, потребуют дополнительных капиталовложений. На перспективу же работы в портовой зоне можно отметить, что рядом возникнут и другие терминалы, инвесторов которых могут заинтересовать наши показатели, скажем, динамического уплотнения. Все объекты будут находиться в пойме реки Усть-Луга, где предполагается осадка до 2 м в течение 20 лет.

— Получается, что у технологий Menard Soltraitement и у вашего СМУ-6 сегодня в России особая миссия?

— Я бы сказал так: пришла пора четко понимать — если необходимо дренировать, делать водоотвод, то для этого существуют передовые технологии, ноу-хау Menard Soltraitement, использование которых может быть незаменимым сегодня и уж точно окупится в будущем. Если вода стоит на поверхности, естественно, против контрактных условий, и когда даже у джипа, который там едет, проваливаются покрышки, то как можно туда запускать тяжелый кран, о каком продолжении строительства может идти речь?

Профессионально делать инженерную подготовку территории в сложных геологических условиях — вот в чем заключается наша миссия. Кроме того, надо обратить внимание на возможность осуществления так называемой ускоренной консолидации, когда заказчику необходимо сократить сроки строительства и, соответственно, быстрее запустить свои инвестиции в работу. Осадку территории вполне реально сделать в течение 4 месяцев. А у кого есть в запасе время, то можно и дешевле, но за 8 месяцев или за год.

Из освоенных нами и уже примененных в России методов следует также отметить динамическое замещение, используемое для повышения прочности насыщенных связных и мягких органических грунтов, когда динамическая консолидация неэффективна из-за высокого содержания мелких фракций в грунтах площадки. Колонны, устанавливаемые на глубину до 7 м, являются альтернативной сваям технологией с крайне строгими требованиями по осадке. Освоено также применение контролируемых модульных колонн, образуемых путем цементации и работающих как система улучшения грунта.

При применении всех этих передовых технологий у нас есть преимущество в том, что СМУ-6 — это все-таки отечественная компания. В отличие от иностранных подрядчиков, мы в российских условиях сразу называем реальную цену, в которую включена не только стоимость использования метода, но и все остальное, включая НДС, транспортные и иные расходы.

— Помимо Санкт-Петербурга, проявляют ли к вам интерес российские регионы?

— Известно, что сейчас в стране стали обращать большее внимание на строительство дорог. Из-за того, что нет транспортной инфраструктуры, на российском Севере, в частности, не задействована примерно треть нефтяных скважин. Преодоление болот и рек, иные проблемные зоны на пути строительства важных для всей страны транспортных магистралей предварительно требуют значительного уплотнения грунта, чтобы избежать разлома насыпей будущей автотрассы или железной дороги. Значит, здесь есть обширное поле деятельности и для нас. В частности, мы предложили решение по заболоченным участкам, через которые пройдет скоростная дорога Москва – Санкт-Петербург. Достаточно проблем и в других регионах, скажем, в Мурманской области, где работаем над инженерией дороги на Печенгу. Опять же в качестве примера можно сказать о том, что по одному из участков федеральной трассы «Урал-5» мы предложили решение дешевле, чем традиционное. Если заказчик хочет получить дорогу действительно первого класса и в последующем минимизировать затраты на ремонт, то мы готовы в этом помочь.

— Судя по всему, пакет заказов у вас формируется достаточно большой, причем все они довольно-таки масштабны. А если их станет еще больше, будет ли компания успевать? Каков предел вашим возможностям?

— Напомню о том, что «Группа Менар» работает во всем мире, так что резервы есть. И, разумеется, она заинтересована в развитии. Насчет российских перспектив добавлю, что сегодня у нас наконец-то и в нормативных документах появилось такое понятие, как инженерная подготовка территорий, и все специалисты это понимают. А насчет предлагаемых нами методов, во многих случаях речь идет о самом простом и дешевом способе качественной инженерной подготовки, иного пути просто нет.


ЗАО «СМУ-6»
196084 Санкт-Петербург,
ул. Заставская, 31, корп. 1, литер А
Тел. +7 (812) 449-2174
Факс +7 (812) 449-2173
Email : beck-rimas@peterlink.ru

Дата: 21.09.2009
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 6(78)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!