МУП «Казметрострой»: строители современного, комфортного и красивого метро

1 стр. из 1

Столица Республики Татарстан, как известно, недавно получила официальное право называться Третьей столицей России. Город, в котором проживают более 1,2 млн человек, в определенном смысле можно называть и столицей нового российского метростроения. Казанское метро — первое, открывшееся в стране после времен СССР. Ввод в эксплуатацию пускового участка I-й линии метрополитена состоялся в августе 2005 г., к 1000-летию Казани. Главным строителем Казанского метрополитена было и остается Муниципальное унитарное предприятие «КАЗМЕТРОСТРОЙ».

Обращаясь к истории, напомним, что еще в 1986 г. появилось технико-экономическое обоснование необходимости строительства Казанского метрополитена, соединяющего центральную часть города со спальными районами и промышленными зонами, то есть по направлениям наибольших пассажиропотоков. При этом проект первоочередного участка первой линии метрополитена протяженностью 11,2 км с семью станциями и рядом других объектов инженерного обустройства был разработан институтом «Нижегородметропроект» и утвержден приказом №17-161 Минстроя РФ от 30.12.1996 г.

В соответствии с поручением Президента России Правительство РФ распоряжением №1093-р от 12.07.1996 г. приняло решение о начале строительства первой линии метрополитена в Казани с финансированием, начиная с 1997 г. По распоряжению №1433-р Правительства РФ от 12.10.2000 г. была разработана Программа развития метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта в Российской Федерации до 2015 г., предусматривающая за этот период ввести в эксплуатацию в Казани 37 км линий метрополитена с 25-ю станциями.

Постановлением Правительства РФ строительство метрополитена было включено в перечень объектов, подлежащих вводу в эксплуатацию к 1000-летию города Казань. В президентских поручениях В. В. Путина, являвшегося председателем Государственной комиссии по подготовке к празднованию 1000-летия Казани, было четко обозначено: «Обеспечить строительство и пуск первого участка первой линии метрополитена в Казани в августе 2005 г.».

27 августа 1997 г. состоялось открытие стройки, была установлена памятная ротонда и заложена капсула с обращением к потомкам. Однако финансирование, способное обеспечить запланированные темпы строительства, началось только в 2003 г. Если по состоянию на 1 января 2003 г. (с начала строительства при сметной стоимости 14,3 млрд руб.) были выполнены объемы работ лишь на 0,8 млрд руб, то только за один 2003 г. удалось освоить 1 млрд руб., в 2004 г. — 4,7 млрд руб. и 2005 г. — 7,9 млрд руб.

То есть практически все пять станций метро, перегоны между ними и метродепо построили всего лишь за 2,5 года.

17 марта 1997 г. для строительства метрополитена в столице Татарстана специально было создано МУП «Казметрострой». Костяк предприятия тогда составили работники ОАО «БАМтоннельстрой», получившие большой опыт строительства тоннелей в сложных гидрогеологических условиях БАМа, и работники треста «Ташметрострой» (Ташкент), имевшие большой опыт строительства объектов метрополитена.

Чтобы уложиться в срок, тоннели Казанского метро прокладывали восемь тоннелепроходческих комплексов, в том числе три машины канадской фирмы Lovat и одна французской фирмы NFM-Wirt. В строительстве объектов пускового комплекса I линии принимали участие лучшие тоннельные отряды из разных городов России и СНГ, всего оказалось задействовано более 150 субподрядных организаций, почти 12 тыс. человек.

Как и планировалось, в августе 2005 г. к 1000-летию Казани было завершено строительство и состоялся ввод в эксплуатацию пускового участка I линии метрополитена общей протяженностью 11,8 км., состоящего из 5 станций метро, электродепо для ремонта и отстоя подвижного состава, а также инженерного корпуса как единого диспетчерского центра по управлению всей линией в целом. Уже 27 августа Казанский метрополитен — первый в истории новой России — принял первых пассажиров.

«Казметрострой», в свою очередь, обладая отличным техническим оснащением, находился в полной готовности продолжать строительство современного метро. Уточним, что предприятие обладает тремя тоннелепроходческими комплексами с грунтовым пригрузом забоя для проходки тоннелей в сложных гидрогеологических условиях (фирмы Lovat и фирмы NFM Wirth Group) с наружным диаметром 5,6 м и внутренним — 5,1 м. Ротор ТПК Lovat может использоваться и при проходке тоннелей в скальных породах.

МУП «Казметрострой» также имеет собственный парк техники: 80 самосвалов, 25 автобетоносмесителей, 32 кранового оборудования, в т. ч. автокраны «КАТО» (50 т) и «Либхер» (160 т), и 14 экскаваторов, в числе которых 5 единиц «Хитачи».

Следует также добавить, что завод ЖБИ МУП «Казметрострой» оснащен всем необходимым оборудованием и технологиями для выпуска бетона класса В 45, F 300, W 12 для производства блоков тоннельной обделки.

«Казметрострой» владеет технологиями закрепления грунтов Jet I и Jet II, имеет установку фирмы Oberman, химического закрепления грунтов по технологии японской фирмы «Кокен-боринг»и французской фирмы «Солетанж».

К строительству II очереди I линии. МУП «Казметрострой» приступил уже в 2005 г. В декабре 2008 г. была введена в строй крайне важная для решения транспортных проблем города станция — «Проспект Победы»: с перегонными тоннелями до станции метро «Горки», с комплексом притоннельных сооружений. Пассажиропоток увеличился в 1,5 раза и сегодня составляет 40 тыс. пассажиров в сутки.

Идет также строительство станции «Козья Слобода», первой в заречной части Казани. Эта станция крайне необходима, — ее открытие значительно разгрузит от наземного пассажирского транспорта центр города-миллионника Начальник МУП «Казметрострой» Марат РАХИМОВ напоминает, что главной задачей предприятия было и остается строительство в Казани современного, комфортного и красивого метро.

Дата: 21.09.2009
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 6(78)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!