Внутренний водный транспорт ждет реформы

1 стр. из 1

О проблемах внутренних водных путей России, значительно обострившихся за последнее десятилетие, не говорил и не писал только ленивый. Отраслевики уповают на Концепцию реформирования государственного управления водного и внутреннего транспорта РФ, которая разрабатывалась в Минтрансе в течение двух с половиной лет. Согласно ей, должен быть создан новый ФГУП, ответственный за управление объектами инфраструктуры ВВП — по аналогии с «Росморпортом». В сентябре сего года в Министерстве транспорта РФ должен быть разработан план мероприятий со сроками реализации Концепции.

Плюс инвентаризация всего имущества

Что представляет собой система внутреннего водного транспорта России, охватывающая свыше 60 регионов страны? Это порядка 723 объектов судоходно-гидротехнических сооружений, в числе которых 108 шлюзов и Красноярский судоподъемник, 70 плотин, свыше 160 напорных танков, 131 речной порт.

Сильное недофинансирование этих объектов в течение последних лет сказалось на протяженности водных путей, которая сократилась с 96 тыс. км в 1991 г. до 74,5 тыс. в 2008 г. При этом за минувшие годы объемы бюджетного финансирования неуклонно росли. Сравним: на содержание внутренних водных путей (далее — ВВП) в 2000 г. было выделено 4,3 млрд руб. (в ценах 2009 г. без учета налогов), в 2004 г. — 5,7млрд , в 2008 г. — 12,2 млрд.

Увеличение объемов финансирования дало возможность в 2008 г. ввести в эксплуатацию новый шлюз Кочетовского гидроузла на реке Дон и проводить текущий ремонт объектов инфраструктуры. А действующее законодательство позволяет и муниципальным учреждениям более активно участвовать в ремонтных работах.

Общий объем средств, выделенных из федерального бюджета на финансирование ВВП, составит в этом году

12,4 млрд руб. Об этом сообщил заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта РФ Юрий Парфенов.

Вместе с тем, не все вопросы решаются с помощью инвестиций в развитие инфраструктуры, куда большей проблемой является несовершенство нормативно-правовой базы и системы управления ВВП. В чем оно выражается? Если говорить об управлении, это совмещение административно-властных полномочий и хозяйственных функций в рамках главных бассейновых управлений и отсутствие административно-властного регулирования на речных портах, а также отсутствие у Росморречфлота полномочий по управлению федеральным имуществом речных портов и причалов. Заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса РФ Анна Исаева сообщила, что с целью решения этих проблем Минтрансом была разработана и утверждена Правительством РФ Концепция реформирования системы управления внутренними водными путями Российской Федерации. Реализация мероприятий по реформированию системы управления ВВП позволит, по словам Анны Исаевой, решить основные проблемы содержания инфраструктуры и функционирования речных портов, подготовить основу для дальнейшего развития отрасли. В ходе двух этапов реализации Концепции (2009–2011 гг. и 2012–2015 гг.) планируется к 2015 г. увеличить перевозку грузов до 180 млн т, перевалку грузов в речных портах до 300 млн т в год, перевозку пассажиров — до 28 млн человек.

В рамках Концепции предусматривается также создание ФГУП «Росводпуть», которое будет осуществлять управление ВВП и распоряжаться имуществом речных портов и причалов, находящихся в федеральной собственности. Напомним, сегодня на бассейновом уровне управление и содержание водных путей осуществляют 16 федеральных государственных учреждений. Общий штат государственных бассейновых управлений насчитывает порядка 32 тыс. человек.

«Был тщательно проанализирован отечественный и зарубежный опыт, на основании которого разработчики Концепции пришли к выводу, что оптимальная форма — государственная корпорация со 100%-ным участием госкапитала. В наших реалиях это будет ФГУП, условно именуемое «Росводпуть». Мне пришлось создавать «Росморпорт». Это была очень интересная работа. С созданием «Росводпути» я вижу больше проблем, связанных, прежде всего, с паспортизацией, инвентаризацией и сбором всего имущества, которое разбросано на сотнях тысяч километров водных путей», — отметил Ю. Парфенов.

Планируется, что финансирование «Росводпути» будет осуществляться за счет субсидий федерального бюджета, доходов от использования федерального имущества речных портов и причалов, а также доходов от предпринимательской деятельности. Таким образом, можно констатировать, что с появлением «Росводпути» появится субъект, с которым можно будет выстраивать полноценные отношения в рамках государственно-частного партнерства.

Не только грузы, но и туристы

Неразвитость инфраструктуры ВВП сдерживает развитие не только грузовых, но и пассажирских перевозок внутренним водным транспортом, притом что в последние годы речной круизный туризм получил большое развитие.

По словам руководителя Федерального агентства по туризму Анатолия Ярочкина, самым популярным является речной маршрут Москва — Санкт-Петербург, но он подошел к пределу своих возможностей: еще 10–15 судов — и наступит коллапс. Глава агентства напомнил ситуацию 2007 г., когда из-за летнего обмеления все операторские компании единовременно отменили свои рейсы на данном направлении. «Проблемы не только в недостаточных глубинах и порогах, с которыми боролся еще Петр Первый. На каких-то маршрутах 30 лет сплавляли лес, и в нижнем течении этим лесом все забито до Финляндии, поэтому операторы боятся туда ходить», — рассказал спикер.

По мнению члена Совета Федерации РФ Александра Починка, к развитию водных путей необходимо подходить комплексно, а вкладывать деньги в отдельные объекты — бессмысленно. «Кочетовский гидроузел — это прекрасно. Но одна отдельно взятая Кочетовка — это трата денег, точно так же, как и проект развития Городецкого гидроузла. Прежде чем заниматься такими проектами, мы должны понять, сколько воды есть в наших реках. К сожалению, у России сегодня не единая глубоководная система, а единая мелководная», — эмоционально заявил спикер.

Кроме того, А. Починок убежден, что для развития водных путей в целом и водного туризма в частности необходимо разработать генеральные планы городов, входящих в систему водных путей.

По словам А. Исаевой, создание генеральных планов городов осложнено тем, что зачастую разными ведомствами принимаются несогласованные решения. В качестве примера представитель Минтранса назвала недавнюю ситуацию, которая сложилась в Москве, когда один и тот же участок по-разному рассматривается в разных документах: согласно Стратегии развития Московского транспортного узла, там должен быть речной порт, а по градостроительному плану одного из департаментов городского правительства на том же месте будет располагаться жилой квартал…

Отметим, Петербург в этом отношении обогнал многие города. Здесь был разработан и принят один из первых в стране генплан развития, откорректированный сегодня в соответствии с требованиями времени. Как сообщил председатель Комитета по транспортно-транзитной политике Николай Асаул, в настоящее время разрабатываются отраслевые схемы размещения объектов инфраструктуры по видам деятельности: уже утверждена отраслевая схема размещения марин и яхт-клубов, внесены на согласование в правительство города обе схемы развития — авиации и речного транспорта.

Дата: 21.09.2009
Иван Сергеев
"Федеральный строительный рынок" 6(78)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!