|
|||||
1 стр. из 1 Одна из негативных сторон сегодняшней экономической ситуации — существенное увеличение рисков при продаже товаров, проведении работ, оказании услуг с отсрочкой платежа. Рассмотрим проблему на примере компаний по аренде строительной техники. «На рынке аренды строительной техники наблюдается тенденция снижения цен примерно на треть; парки стоят, работы мало. При этом снижение цены не зависти от сезонности, как это было ранее», — отмечает заместитель директора компании Rentalunits Матвей Фомин. Разрабатываются антикризисные клиентоориентированные программы. Так, аренда автокрана включает условный час подачи, то есть фактическая продолжительность смены составляет семь часов. Идя навстречу клиентам, некоторые арендные компании этот час из договора убирают. Еще один антикризисный метод — выпуск абонементов: если заказчик гарантирует определенный объем работы, он получает скидку 10–20%, при этом внося аванс, который увеличивается в зависимости от скидки. В какой-то мере это позволяет арендной компании пополнить свой оборот, однако не избавляет от проблемы дебиторской задолженности. «Однако далеко не всегда компании поступают как добросовестные партнеры; могут сбрасывать массу гарантийных писем и все равно откладывать оплату, — рассказывает генеральный директор компании «Лидер» Павел Жижин. — Воздействовать на дебитора зачастую нет возможности по той причине, что в силу нашего законодательства арбитражные суды между юридическими лицами, как правило, занимают весьма продолжительное время. Кроме того, значительные средства уходят на уплату госпошлин, оплату труда юристов и т. д. Поэтому при небольших суммах исков (в 30–50 тыс. руб.) судиться нерентабельно: потратишь cтолько, сколько отсудишь. В сегодняшней ситуации можно дать следующие рекомендации: не накапливать большой объем задолженности у одной компании. Чем больше сумма задолженности, тем меньше у людей желания расставаться с деньгами. Если работать в долг, то с несколькими компаниями, и стараться делать задолженность минимальной. Как показывает практика, мелкие долги гораздо проще взыскать в досудебном порядке». Директор по развитию бизнеса Astera St.Petersburg Людмила Рева полагает, что управление дебиторской задолженностью начинается с составления договора. В нем должны быть предусмотрены все нюансы: оплата отгрузки товара или предоставления услуг, возможность предоставления отсрочек, взыскание штрафных санкций за несвоевременное поступление платежей и т. д. Важно также своевременно проверять наличие всех необходимых документов, подписанных клиентом, не дожидаясь ситуации возникновения задолженности. Разумеется, ни одна организация не стремится к инициированию юридических разбирательств по возврату дебиторской задолженности. Особенно сейчас, в период кризиса, когда каждый клиент на вес золота, нежелательно доводить ситуацию до решения вопроса в судебном порядке. Однако если другие способы возвращения задолженности исчерпаны, необходимо обращаться и к этой последней мере. «Дебиторская задолженность обходит нас стороной благодаря неукоснительному соблюдению принципа предоплаты, — говорит инженер по строительной технике ЗАО «Саутек» Павел Владимирский. — Это позволяет нам держаться на плаву, своевременно выплачивать сотрудникам зарплату. Если деньги не поступают — техника останавливается; мы не можем позволить себе работать бесплатно. Тем не менее задолженность образуется и у нас. Единственный способ, к которому мы прибегаем, — это обращение в арбитраж. Иногда он имеет свое действие, но в большинстве случаев даже после арбитража и получения исполнительного листа задолженность остается, так как с компаниями не рассчитываются заказчики». «Самый простой и действенный способ, и тут я полностью согласен с Павлом Владимирским, — это работа только по предоплате, — продолжает тему Матвей Фомин. — Но и здесь есть ряд подводных камней. Если крупный, постоянный заказчик просит у вас технику в аренду, тяжело объяснить его службе снабжения, что мы работаем только по предоплате; это приведет к тому, что в дальнейшем будут звонить не вам, а вашим более сговорчивым конкурентам. Минимизировать же долги можно, прежде всего установив внутренние по компании нормы дебиторской задолженности для имеющихся групп постоянных клиентов». «С госбюджетом работать намного проще, — отмечает директор по развитию группы компаний «Акрос» Владимир Юрчик. — Если работы ведутся на субподряде, то многое зависит от личных взаимоотношений директоров. Зачастую каждый хочет друг на друге нажиться, и пока не будет высокой культуры деловых отношений, проблему дебиторской задолженности не решить. Дебиторская задолженность — вопрос порядочности каждого бизнесмена». Одним из важных направлений деятельности саморегулируемых организаций, по мнению Владимира Юрчика, могла бы стать борьба с дебиторской задолженностью. Он считает, что злостных неплательщиков следует исключать с «волчьим билетом». «Мы потихоньку скатываемся к 1992–1995 гг. — возвращается бартер, неплатежи», — подытожил Владимир Юрчик. Как известно, в одну реку нельзя войти дважды. Однако, похоже, мы по печальной российской традиции второй раз наступаем на те же грабли. Между тем, в мировой практике погашение долговых обязательств перед кредиторами является безусловным, требующим немедленного исполнения. Кризис рано или поздно закончится, а изменить репутацию будет практически невозможно. Дата: 21.09.2009 Станислав Веселовский "Федеральный строительный рынок" 6(78)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||