|
|||||
1 стр. из 1 Морской торговый порт «Усть-Луга» расположен в Лужской губе Финского залива. Проект строительства порта реализуется в рамках ФЦП «Модернизация транспортной системы России» на принципах государственно-частного партнерства и поддержан Инвестиционным Фондом РФ. Этот крупнейший инфраструктурный проект России на ближайшие годы включает в себя морской торговый порт «Усть-Луга» и комплексное развитие прилегающих территорий (КРТ) — шесть взаимосвязанных кластеров (зон). В 2008 г. через порт прошло почти 7 млн т грузов. Грузооборот порта в январе — мае 2009 г. вырос по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 27,4% — до 4 млн 380,4 тыс. т грузов. В 2015 г. пропускная способность порта должна составить около 170 млн т различных грузов в год с учетом балтийской трубопроводной системы (БТС-2). Если вернуться к истории строительства порта, то в 1999 г. стоимость строительства составляла $4,5 млрд — сумма по тем временам неподъемная. Было принято решение разбить проект на несколько, с меньшими суммами. И именно благодаря принципу государственно-частного партнерства этот проект претворяется в жизнь. Сегодня это, по словам премьер-министра В. В. Путина, «один из самых крупных в России инфраструктурных проектов европейского масштаба». В чем же преимущества этого проекта? Порт «Усть-Луга» расположен практически на границе РФ и Европейского союза. Он органично вписывается в транспортную сеть Северо-Западного региона и играет важную роль в организации транзитных перевозок грузов в рамках европейской транспортной инфраструктуры. Большие глубины акватории порта (17 м) в сочетании с коротким подходным каналом (3,7 км) делают строящийся порт единственным российским портом на Балтике, способным принимать сухогрузные суда дедвейтом до 75 тыс. т и наливные суда дедвейтом до 120 тыс. т. Круглогодичная эксплуатация с коротким периодом ледовой проводки (всего 40 дней) является несомненным конкурентным преимуществом порта. Причем помощь ледокола понадобится лишь в самые сильные морозы. В обычные зимы для обеспечения проводок в канале достаточно буксира ледового класса. Немаловажным преимуществом нового порта является и то, что грузопотоки в порт идут в обход крайне перегруженного санкт-петербургского транспортного узла. Уже сегодня при непосредственном участии Министерства транспорта РФ и ОАО «Российские железные дороги» активно ведется реконструкция внешних подходов к порту, автомобильных трасс и железнодорожных путей, соединяющих порт «Усть-Луга» с основными транспортными магистралями. За счет резервных территорий порт может развиваться на север Сойкинского полуострова. Порт «Усть-Луга» строится как универсальный порт. Терминалы и профильные зоны различного назначения будут оказывать услуги по перевалке и дополнительной обработке более 20 категорий грузов. Благодаря применению современных технологий и оборудования терминалы способны выдерживать конкурентные сроки обслуживания. ОАО «Компания Усть-Луга» является генеральным заказчиком-застройщиком торгового порта на основании контракта с Министерством транспорта РФ от 15 июня 200 г. Компания одна из первых в России применила на практике инновационный принцип реализации крупномасштабных инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства. В 2002 г. по инициативе компания было заключено четырехстороннее соглашение между Министерством транспорта РФ, ОАО «Российские железные дороги», правительством Ленинградской области и ОАО «Компания Усть-Луга», определяющее полномочия и ответственность сторон при реализации проекта. Наряду со строительством порта компания занимается комплексным социально-экономическим развитием прилегающей территории. Угольный терминал. Его особенность в том, что перегрузка угля происходит практически без распыления и с максимальной автоматизацией. К концу 2010 г. запланирован выход на полную мощность — 12,4 млн т в год. Универсальный перегрузочный комплекс предназначен для приема, хранения и отгрузки на экспорт генеральных и навалочных грузов. Проектный грузооборот — 3 млн т в год. Терминал по перевалке технической серы предназначен для перевалки с железнодорожного на морской транспорт комовой, гранулированной, чешуйчатой и молотой серы. Пропускная способность комплекса — 9,5 млн т в год. Автомобильно-железнодорожный паромный комплекс. Комплекс предназначен для обработки железнодорожных, автомобильных и автомобильно-пассажирских паромов на линии Усть-Луга — Балтийск — порты Германии. Пропусканная способность — 2,9 млн т грузов в год. Многопрофильный перегрузочный комплекс «Юг-2» (МПК «Юг-2») предназначен для перевалки накатной техники, контейнерных и генеральных грузов различной номенклатуры. На сегодняшний день он является первым и единственным в России высокоспециализированным автомобильным терминалом, соответствующим мировым стандартам. Сейчас запущен первый пусковой комплекс МПК «Юг-2». Он рассчитан на перевалку 100 тыс. автомобилей в год. Уже сегодня на причале может находиться одновременно до 5 тыс. автомобилей. С запуском второго пускового комплекса на причале сможет находиться до 13 тыс. автомашин. Помимо автомобилей уже в этом году на втором пусковом комплексе будут переваливаться генеральные грузы. Выход терминала на проектную мощность обеспечит перевалку более 4,6 млн т экспортно-импортных грузов в год. Проект современного складского логистического центра (СЛЦ), крупнейшего на Северо-Западе, осуществляется в рамках развития МПК «Юг-2». Необходимость его возведения обусловлена потребностью импортеров не только в быстрой перевалке, но и в хранении, и доработке грузов в порту. Проект реализуется поэтапно. «Усть-Луга» — единственный порт в России, где имеется возможность строительства СЛЦ в границах порта и непосредственно примыкающим к морским перегрузочным комплексам. Это собственный проект ОАО «Компания Усть-Луга». Строящиеся терминалы В январе 2010 г. планируется ввести в эксплуатацию комплекс наливных грузов, в 2012 г. — первую очередь бункеровочного комплекса, который станет конечной точкой БТС-2. Первая очередь рассчитана на перевалку 30 млн т в год. При выходе на проектную мощность комплекс обеспечит перевалку 38 млн т в год. Идут работы по созданию комплекса по перевалке сжиженного углеводородного газа, комплекса по перевалке сжиженного газового конденсата и генеральных грузов. Продолжается строительство контейнерного терминала. Начало работы контейнерного терминала в порту «Усть-Луга» намечено на 2010 г. (сроки сдвинулись из-за общего падения грузопотока в Северо-Западном регионе). А. Г. Бессалов, генеральный директор ОАО «Усть-Лужский контейнерный терминал» («УЛКТ»), отмечает, что строительство терминала ведется в три очереди. Общая стоимость первой очереди — 8 млрд 700 млн руб. В настоящее время ведутся дноуглубительные работы (их завершение планируется на ноябрь 2009 г.) и работы по созданию инженерной инфраструктуры. К терминалу уже подвели электричество, воду, железнодорожные пути, автодорогу, доставили два колесных крана — контейнерных перегружателя (RTG). В ближайшее время будет доставлено еще три RTG. Всего для обеспечения работы первой очереди терминала необходимо 11 RTG. Они используются для погрузочно-разгрузочных работ в складских штабелях высотой до 5 контейнеров и шириной до 7 контейнеров. RTG имеют оригинальную конструкцию: вместо двигателей внутреннего сгорания, которые обычно используются для передвижения колесных кранов, применен электрический привод. Это отвечает требованиям экологической безопасности и актуально в ситуации постоянно дорожающего топлива. Краны спроектировала и производит компания Konecranes Heavy Lifting Corporation (Финляндия). Транспортное обеспечение и инфраструктура ОАО «Российские железные дороги» обеспечивает современное усиление внешних железнодорожных подходов к порту по линии Мга — Гатчина — Веймарн — Усть-Луга в обход погруженного санкт-петербургского железнодорожного узла. До 2010 г. инвестиционной программой ОАО «РЖД» предусмотрено 35 млн руб. Завершено строительство и введена в эксплуатацию первая очередь железнодорожной станции «Лужская». В ее составе — первая очередь транзитно-выставочного парка Северный. Для обеспечения эксплуатации паромного комплекса построена и введена в эксплуатацию первая очередь железнодорожного выставочного парка Южный. Стоит отметить, что строительство железной дороги дает толчок развитию всего региона. Завершено строительство первой очереди припортовой и внутрипортовой железной дороги для обеспечения дальнейшей работы угольного терминала. Возведение внутрипортовых объектов железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с графиком ввода в эксплуатацию и развития мощностей перегрузочных комплексов. Ремонт и расширение отдельных участков областной автодороги М-11 Усть-Луга — Котлы — Керстово до пересечения с автодорогой «Нарва» Санкт-Петербург — Таллин в течение последних лет осуществляется за счет средств Ленинградской области и выделяемых средств Федерального дорожного фонда. C 1 января 2007 г. автодорога М-11 Постановлением Правительства РФ №27 от 13.03.06 включена в перечень федеральных дорог и передается на баланс Министерства транспорта РФ. Ее дальнейшая реконструкция проводится за счет государственных средств. Как генеральный заказчик-застройщик ОАО «Компания Усть-Луга» развивает объекты и обслуживающие единицы общепортовой инфраструктуры в порту «УстьЛуга». Создана система энергообеспечения порта мощностью 56 МВА. Введена в эксплуатацию первая очередь внутрипортовых электросетей. Для снабжения перегрузочных комплексов питьевой водой, а также для бункеровки судов в МТП «Усть-Луга» предусмотрена единая система хозяйственно-питьевого водоснабжения. Создан буксирный флот и предусмотрено приобретение других специализированных судов портового класса: природоохранный флот, нефтемусоросборщики, бункеровщики, снабженцы, сборщики льяльных вод. Развитие территории Строительство порта стало отправной точкой для комплексного развития прилегающей к порту территории. Комплексное социально-экономическое развитие территории, прилегающей к морскому торговому порту «Усть-Луга», включает в себя: Сегодня в порту работает порядка 2,5 тыс. человек, а будет работать — 10 тыс. Для этого будет построен город портовиков, который проектирует НИПИ «Урбанистики». Его особенность — это гармоничное «вхождение» в существующий ландшафт. К концу 2010 г. планируется сдать первую очередь поселения. Архитектурной доминантой нового города станет Свято-Троицкий Морской собор, который в 2010 г. примет первых прихожан. Дата: 21.09.2009 по материалам редакции "Петербургский строительный рынок" 9-10(121)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||