Морской фасад Санкт-Петербурга

1 стр. из 1

В последние годы многие средства массовой информации регулярно обращались к теме государственно-частного партнерства, обсуждая ожидавшиеся грандиозные результаты такого партнерства и планируемые суммы предполагаемых инвестиций. Однако жизнь внесла свои коррективы в эти ожидания, в том числе связанные с мировым финансовым кризисом. И нет уже бодрых рапортов ответственных лиц, оптимистичных прогнозов, а есть вполне очевидная неопределенность и растерянность чиновников и инвесторов, усугубленная двойственным ощущением несоизмеримости сумм затраченных государством средств на поддержку инвесторов и результатом на выходе.

Из нескольких подобных проектов по Северо-Западу России одним из успешных, несмотря на огромное количество преград, стоявших на пути реализации, стал проект Морского пассажирского терминала на Васильевском острове Санкт-Петербурга. Было много сложных расчетов, споров, дискуссий на различных уровнях государственной власти, в общественных организациях и технических службах. Но в итоге, строительство началось в 2007 г. с запланированным пуском первого пассажирского вокзала и приемом первого океанского круизного лайнера с тремя тысячами пассажиров на борту в октябре 2008 г.

Торжественному приему океанского лайнера 10 сентября 2008 г. предшествовала огромная работа команды инвестора ЗАО «Терра-Нова», которая в содружестве с консультационными компаниями и проектировщиками практически в течение трех лет готовила технико-экономическое и финансовое обоснование, утверждение проекта в Правительстве РФ и Санкт-Петербурга и выполнила массу других подготовительных работ.

К моменту начала проектных работ по зданиям морского пассажирского терминала инвестор заканчивал работы по сооружению береговых причальных сооружений 5, 6 и 7 причалов — проще говоря, достраивал причал для океанских судов, которые, к слову сказать, имеют длину от 205 до 311 м, а высотой они с 8–12-этажный дом. Пассажировместимость — до 3 800 человек. Всего предусмотрено 7 причалов различной длины, общая длина причального сооружения — 2 700 м, глубина в зоне причаливания — до 13 м. Длительный анализ аналогов по всему миру и расчет оптимальной скорости приема пассажиров показал, что для одновременного обслуживания до 12 тысяч пассажиров необходимо построить 4 отдельных вокзала площадью от 10 000 до 25 000 кв. м.

Стоит вспомнить итоги архитектурного конкурса, проведенного за год до начала проектных работ, в котором участвовали московские и санкт-петербургские архитектурные студии. Победителем стала известная московская студия. Проект застройки включает здание одного морвокзала площадью более 120 000 кв. м. Красивый проект, но в общем маложизнеспособный. Трудно представить пассажира, с энтузиазмом двигающегося более километра по причалу при неласковом балтийском бризе.

Работа над проектом МПТ в 2008 г. началась с интенсивного обсуждения оптимальной технической и экономической величины его территории. Дело в том, что примеров специализированных пассажирских морских портов, предназначенных для приема круизных и паромных судов, в мире почти нет. Как правило, прием такого рода судов осуществляется на базе грузовых и торговых портов.

После проработки специалистами «А.Лен» вариантов генплана был принят вариант, наиболее полно отвечающий требованиям по удобству в перемещении пассажиров от судна через пункт пропуска (размещенного в зданиях морвокзалов) к автобусным остановкам, безопасности и рациональности движения транспорта по территории МПТ, оптимальному размещению инженерных сооружений, минимизации длин инженерных сетей вдоль причала.

К рабочему проекту и новому ТЭО с защитой в федеральной экспертизе инвестор через сито отбора привлек крупное санкт-петербургское бюро «А.Лен», к этому моменту известное по серии заметных проектов: проект Аквапарка «Вотервиль», расположенного практически напротив МПТ, проекты серии элитных жилых комплексов, таких, как «Фаворит» (Крестовский пр., 34), «Эгоист» (ул. Восстания), «Астон Графто» (ул. Графто), «Лазурит» и «Малахит» (Морской пр., Крестовский остров), «Северное Паллаццо» (В. О. 17-я линия), «Олимпийская деревня» (Крестовский остров, ул. Вязовая, 10).

Однако вернемся к проекту Морского пассажирского терминала. Необходимо вспомнить о сложнейших конструкциях причала, ведь дело в том, что все здания вокзалов Морского пассажирского терминала расположены вплотную к мощнейшей анкерной стенке, удерживающей испытывающую гигантскую нагрузку конструкции причала. Причальные сооружения и берегоукрепления разработаны специалистами старейшего проектного института Санкт-Петербурга, ОАО «ЛенморНИИпроект».

Здания Морского пассажирского терминала находятся на намывной территории высотой до 3,5 м над уровнем залива, где ранее средние глубины составляли от 3 до 7 м. В конечной фазе общая площадь намывной территории должна составить около 470 га, а разместится на ней, кроме трассы Западного скоростного диаметра, более 6 млн. кв. м жилой и коммерческой застройки. Фактически термина формирует новый морской фасад города. Васильевский остров будет связан с южной частью неразводным мостом, по предварительным данным, до 120 м с двумя многоуровневыми развязками в южной и северной части острова. Обсуждалась и тема необходимости съезда на Крестовский остров около строящегося стадиона «Зенит».

Морской пассажирский порт — продукт совместного труда инвестора, городской администрации и служб коллектива проектных организаций, строителей, принимавших участие в этом проекте, — в мае 2010 г. должен принимать уже до 6 морских судов одновременно, а в 2011 г. — до 7.

Всего предусмотрено четыре морских вокзала различной вместимости, один из которых — самый большой, трехэтажный — паромный.

В настоящее время 1-й морвокзал эксплуатируется, во 2-м ведутся отделочные работы, на паромном терминале (3-й морвокзал) ведутся общестроительные работы, для 4-го морвокзала производится контрольная забивка свай.

Прибытие первых пассажиров круизного лайнера сопровождалось грандиозным шоу с приветственной речью губернатора Санкт-Петербурга. Гостей, почти 1 500 пассажиров лайнера, развозили в исторический центр города около 100 тур автобусов.
Пропуск пассажиров через пограничный и таможенный контроль занял 30 минут благодаря слаженной работе федеральных служб и службы эксплуатации порта.

Этому событию предшествовала большая работа проектных организаций, строителей, генерального подрядчика на строительство зданий и сооружений первого пускового комплекса ЗАО «Трансстрой».

Дата: 21.09.2009
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 9-10(121)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!