Теплоэнергетика сегодня и завтра

1 стр. из 1

Часто бывает трудно собрать за одним столом специалистов различных компаний для обсуждения каких-либо вопросов или дискуссий на тему… И здесь приходит на выручку так называемый заочный круглый стол.
Сегодня мы предложили специалистам порассуждать о проблемах теплоэнергетики и обозначили тему дискуссии — «Теплоэнергетика сегодня и завтра».

Вопросы круглого стола

1. Как повлиял кризис на развитие рынка малой теплоэнергетики?
2. С какими основными сложностями приходится сталкиваться при установке оборудования?
3. Есть ли будущее у рынка малой теплоэнергетики?
4. Отечественное или западное оборудование?
5. Стоимость вырабатываемой энергии и тепла?
6. Кто он, клиент, который интересуется малой энергетикой, чего он хочет и что выбирает в итоге?
7. Интерес к малой энергетике — это вынужденная мера или осознанная экономия средств?


Ян Николаевич Абубакиров,
генеральный директор ГК «ТЭТРА Электрик»

1. Кризис повлиял на все рынки, и рынок теплоэнергетики не исключение. Но в отличие от большинства других рынков, энергетика — это то, без чего невозможно жить, точнее — работать эффективно.
А проекты, находившиеся в стадии завершения, будут закончены в большинстве своем, несмотря ни на какой кризис, потому как замораживать их невыгодно.
2. Прежде всего это согласование с надзорными органами. В связи с тем, что в России нет закона о малой энергетике, а массовое распространение автономных источников электроснабжения не приветствуется, даже при наличии всего необходимого для подключения (газоснабжение, удаленность от жилых домов и
т. п.), возникновение препятствий неизбежно: начиная от первоначального согласования проекта, которое обычно занимает примерно год, до последующих согласований и получения, например, лимитов на газ. У многих заказчиков просто опускаются руки от такой волокиты.
3. Если будет, наконец, разработана и принята хоть какая-то законодательная база по этому рынку (а сейчас разрабатываются соответствующие предложения), то развитие рынка будет происходить более активно. На мой взгляд, на большую долю рынка рассчитывать не стоит, но даже возможные 10–15% (особенно с учетом удаленных районов) — очень неплохая цифра.
4. Мы используем только западное оборудование и свои собственные разработки (т. е. российские).
6. Это человек, который по тем или иным причинам не имеет возможности подключиться к центральным теплоэлектросетям или не хочет, чтобы не платить за подключение. При сравнении цен на услуги монополистов и собственной установки многие выбирают строительство собственной мини-ТЭС.
7. При правильном подходе это, скорее, возможность независимости и при этом приятный бонус от вполне ощутимой экономической выгоды.


Руслан Ринатович Бариев,
менеджер по продукту отдела термотехники компании ООО «Роберт Бош», Москва

1. Рынок малой теплоэнергетики включает в себя множество различных сегментов, поэтому я могу говорить только о том сегменте, которым занимается наша компания.
Газовые котлы. Кризис, безусловно, затронул этот сегмент рынка, в особенности это касается настенных котлов. По нашим оценкам, падение в 2009 г. составит 35–40%. Что касается напольных котлов, то здесь падение несколько меньше — порядка 20–25%. Это связанно с тем, что рынок напольных котлов более консервативен. Большая его часть подлежит замене старого или вышедшего из строя оборудования на новое, в то время как настенные котлы — это в первую очередь новое оборудование.
Газовые колонки. Здесь падение не столь велико в связи с тем, что, как и в случае с напольными котлами, 90% продаж — это замена старого оборудования на новое.
Безусловно, доля импортного оборудования тоже в 2009 г. будет меньше, т. к. большее предпочтение будет отдаваться более дешевому оборудованию, т. е. отечественному или китайскому.
2. Мы не являемся монтажной организацией, однако сложности при установке нашего оборудования в основном связаны с местом его установки и условиями эксплуатации: жесткая вода, резкие перепады напряжения в сети, нестабильное давление магистрального газа и его заниженная калорийность. Все это может привести к нестабильной работе оборудования и выходу его из строя.
3. Безусловно, есть. Напомню, что большую часть продаж оборудования составляет его замена, поэтому оборудование будет продаваться. Несмотря на нынешнюю ситуацию в мире, цены на энергоносители будут увеличиваться, что откроет дорогу не столь популярным сегодня возобновляемым источникам энергии, таким, как, например, солнце. Компания Bosch, уже много лет занимающаяся разработкой и внедрением оборудования, работающего на альтернативных источниках энергии, готова достойно встретить эти перемены, постоянно накапливая опыт в этой структуре и совершенствуя установки новыми техническими решениями, позволяющими свести к минимуму затраты на основные энергоносители.
4. Доля отечественного оборудования, естественно, есть и будет велика из-за низкой стоимости, кроме того, государство всячески стремится поддержать отечественного производителя. Однако в последнее время наблюдается тенденция отечественных производителей — организовывать так называемые объединенные производства, OEM. Это когда производимое в России оборудование собирается из комплектующих, произведенных в других странах, чаще всего в Китае. Надежность такого оборудования, как правило, оставляет желать лучшего. Я уже упоминал о возобновляемых источниках энергии. Это наукоемкое оборудование, требующее высокотехнологичного производства, что обуславливает его нынешнюю стоимость. При тенденциях к переходу на эти виды энергии потребитель, безусловно, будет предпочитать оборудование более качественное, и в этом случае доля импортного оборудования на данном рынке может сравнительно увеличиться.
5. Определяется не только ценой на энергоносители — в нашем случае, как правило, газ, — но и эффективностью оборудования (КПД). Компания Bosch уделяет огромное внимание и вкладывает значительные средства в то, чтоб сделать свое оборудование высокоэффективным, что снижает стоимость вырабатываемой энергии. При нынешней стоимости энергоносителей увеличение эффективности на 2–3% может быть не столь заметно, однако при росте цен роль этого фактора будет становиться все важнее.
6. Как правило, это частный сектор. Потребности клиента в этом секторе (как, в общем-то, и в любом) — это приобрести как можно более качественное оборудование по как можно меньшей цене. Наша задача как производителя качественного оборудования — убедить клиента в том, что, покупая качественное оборудование, такое, как Bosch, он огораживает себя от многих проблем, связанных с частыми выходами из строя и поломками другого, более дешевого оборудования.
7. На сегодняшний день можно смело сказать, что малая энергетика — это экономия не только средств, но также и природных ресурсов, которые, как мы знаем, имеют ограниченный запас, более того, это забота об окружающей среде и уменьшении вредных выбросов в атмосферу.

Татьяна Викторовна Осепова,
генеральный директор ООО Торговый дом «Юником»

1. Финансовый кризис как мировое явление повлиял в большей степени на клиентов нашей компании, а следовательно и на наше развитие, что, конечно, не позволяет нам опускать руки, и мы пытаемся решать сложившуюся ситуацию вместе с нашими клиентами. Ищем различные варианты взаимодействия с финансовыми структурами и предлагаем их продукты нашим клиентам.
2. Клиенты, которые приобретают оборудование CLEAN BURN, либо самостоятельно производят установку и запуск оборудования, не вникая в тонкости, либо в дальнейшем халатно относятся к нему.
Наша компания, ООО Торговый дом «Юником», предлагает своим клиентам услуги по монтажу (либо шефмонтажу) приобретенного оборудования. В процессе монтажа не только производятся установка и запуск оборудования, но и проводится
обучение персонала клиента (желательно, двух сотрудников) эксплуатации оборудования с указанием нюансов, которые могут возникать в дальнейшей работе, и умению устранять их без помощи наших специалистов.
Оборудование CLEAN BURN предназначено для работы на следующих видах топлива: все виды отработанных масел, дизельное топливо, некондиционный керосин, а также различные смеси данных видов топлива. В связи с тем, что, к сожалению, у многих клиентов отсутствует на предприятии культура сбора отработанных нефтепродуктов, и, как правило, в емкость с отработанным топливом попадают взрывоопасные примеси, тосол, различная ветошь, происходит быстрое засорение форсунок при подаче топлива в камеру сгорания, что влечет за собой сбой в работе оборудования.
Оборудование CLEAN BURN полностью автоматизировано и при правильной эксплуатации не требует к себе повышенного внимания, а также дополнительных настроек под какой-либо вид топлива.
3. Считаем, что у малой энергетики в РФ есть будущее, и не малое!!!
Ежедневно растущие тарифы на традиционные виды отопления, проблемы, связанные с получением лимитов, вынуждают многие организации обращать внимание на альтернативные источники получения тепла, что позволяет малой энергетике завоевывать все более обширные территории для развития.

Сергей Владимирович Козлов,
генеральный директор ООО «Тепло XXI века», Москва

1. Сейчас стало модным говорить, что кризис — это время принятия новых стратегий развития. И в этом, уже ставшем банальным, утверждении есть большая доля истины. Падение производства, с одной стороны, приводит к уменьшению объемов отапливаемых производственных, офисных и торговых помещений, а с другой стороны, у производителей тепловой энергии возникает непреодолимое желание сохранить свою прибыль за счет увеличения тарифов. А так как в России без отопления выжить невозможно, то эффективно работающие предприятия вынуждены внедрять энергосберегающие технологии. Самый простой способ сделать систему отопления энергосберегающей — это приблизить ее к потребителю тепла. Намного перспективнее тратить деньги на собственное развитие, а не на финансирование другого коммерческого предприятия, являющегося, как правило, монополистом.
2. Ответ на этот вопрос также приходится начинать с «общего места». Основная проблема в продвижении энергоэффективных технологий — коррумпированная бюрократия. На практике вы-явились три причины отказа внедрения нашего оборудования:
1) чиновники получают свою зарплату за счет жилищно-коммунальных платежей — при уменьшении объема платежей, снижается и фонд их зарплаты;
2) комиссионное вознаграждение чиновников за предоставление заказа составляет примерно 10%, стоимость прокладки газопровода обходится заказчику в 10 000 руб. за 1 м, поэтому, чем дороже строительство и оборудование, тем больше комиссионных получит чиновник;
3) внедрение современного оборудования требует усилий по его освоению, а чиновники не любят напрягаться.
3. Мы живем в одной из самых холодных стран мира. Среднегодовая температура в России — 5,5 0С, а, например, в Финляндии — + 1,5 0С. Для средней полосы России, где доля отопления в объеме общих энергозатрат промышленности составляет три четверти, особенно актуальна проблема внедрения принципиально новых, более эффективных и энергосберегающих систем отопления и теплоснабжения, например таких, как тепловые гидродинамические насосы («вихревые теплогенераторы»). Без внедрения энергоэффективных технологий наша промышленность никогда не будет конкурентоспособной на мировом рынке. По-этому вопрос нужно ставить так — есть ли у России будущее без малой энергетики. Ответ однозначен: нет.
4. Существует устойчивое мнение, что качество отечественной продукции значительно уступает импортной. Это верно лишь отчасти. Тепловые гидродинамические насосы «ТС1» комплектуются серийными общепромышленными асинхронными электродвигателями. Даже без учета того, что импортные двигатели в два-три раза дороже отечественных, есть еще две причины, по которым не планируется использовать электродвигатели иностранных фирм.
Первая причина: импортные двигатели имеют сервис-фактор, равный 1, в то время как отечественные имеют сервис-фактор 1,1–1,15. Сервис-фактор (ГОСТ Р 51689-2000 «Двигатели асинхронные», п. 3.7.) — это допустимая перегрузка при номинальном напряжении и частоте. При этом превышение температуры обмотки не должно быть более допустимого для данного класса нагревостойкости изоляции на 10%. При часто встречающемся в отечественных условиях эксплуатации низком качестве электропитания импортные двигатели быстро выходят из строя.
Вторая причина — ремонтопригодность. Так как оборудование поставляется во все регионы России, в случае поломки, в любом самом удаленном месте, в минимальные сроки нужно заменить или отремонтировать вышедший из строя элемент. Если ремонтный запас элементов с ограниченным ресурсом (таких, как подшипники и торцевые уплотнения) мы можем иметь на своем складе и высылать их по первому требованию потребителей, то в отношении электродвигателей сделать это не возможно. Практически все торгующие организации не имеют на складах электродвигатели большой мощности (начиная с 55 кВт). Поставки производятся под заказ, срок поставки может достигать 60 дней. Остановка отопительного оборудования на такой длительный срок в большинстве случаев неприемлема. Отечественные электродвигатели можно быстро отремонтировать практически везде, а двигатели иностранного производства фактически не ремонтопригодны.
5. Сравнение стоимости отопления и теплоснабжения, проведенное нами на основе шестилетнего опыта эксплуатации, показывает, что расходы на энергоноситель при использовании тепловых гидродинамических насосов типа «ТС1» ниже, чем при использовании тэновых и электродных котлов в 3–5 раз, дизельного топлива — в 8–10 раз, газовых котлов — на 15%, центрального отопления — в 3–5 раз. Капитальные и эксплуатационные затраты меньше в разы.
6. Основные клиенты — это представители малого и среднего бизнеса, которые работают на собственные деньги и умеют их считать. К сожалению, пока мы выпускаем ограниченную линейку тепловых гидродинамических насосов. Объем помещений, которые можно обогреть одним ТС1-055, — свыше 5 000 куб. м. Когда мы начнем серийно выпускать установки меньшей мощности, количество клиентов значительно увеличится. Большой интерес к нашей продукции проявляют иностранные предприниматели — из Монголии, Кореи и Японии. В условиях кризиса без экспорта мы бы вряд ли выстояли.
7. Увеличение цен на нефть и газ, повышение платы за вредные выбросы вынуждают руководителей предприятий осознать необходимость внедрения малой энергоэффективной, экологически безопасной энергетики. В настоящее время особенно быстро это осознание происходит на Украине, откуда мы ежедневно получаем по нескольку запросов. Очень скоро и большинство наших руководителей поймут, что при огромных российских расстояниях для большого количества объектов альтернативы малой энергетике просто нет.

Дата: 21.09.2009
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 9-10(121)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!