Ангелы над Санкт-Петербургом

1 стр. из 1

В нашем городе на удивление много фигур небесных вестников. Греческое angeios означает «вестник». Ангелы — это представители высших сил, связывающих небо и землю. Их увидеть невозможно — они бесплотны, тем не менее, их изображают в виде крылатых существ.

Первый ангел появился в 1719 г. на шпиле Петропавловской крепости — когда и города-то не было видно «из тьмы лесов и топи болот». Откуда пришла такая идея? Очевидно, что невиданные в допетровской Руси архитектурные формы первых петербургских храмов — одноглавых, со шпилями, венчающими звонницы, — заимствованы от наших западных соседей. Например, церковь Петра в недалекой от нас Риге, послужившая Доминико Трезини прототипом собора в крепости, увенчана шпилем. Правда, сидит на нем петушок (напоминание о троекратном отречении апостола Петра от своего Учителя — «прежде, нежели пропоет петух»).

Здесь стоит вспомнить и о глубоком значении имени города, посвященного святому Петру. Ведь первым городом святого Петра считается Рим, где проповедовал апостол. Значение «третьего Рима», какой считала себя Московская Русь, естественно, принял на себя Петербург, новая столица страны.

В Риме есть фигура ангела, ставшая одним из символов Вечного города. Она напоминает об избавлении от эпидемии чумы в 590 г.,
когда молитвы христиан были услышаны, и Архангел Михаил вложил свой меч в ножны. Поэтому над античным мавзолеем Адриана, ставшим с тех пор Замком Ангела, установили его гигантскую статую. Римский Ангел символизирует благую весть. О рождении города с великой судьбой возвещает Архангел Гавриил.

Ангел над крепостью трижды менял свой облик. Первый был создан мастером Гарманом Ван Болесом, по мнению исследователей, по рисунку Трезини. В 1756 г. колокольня Петропавловского собора, загоревшись от молнии, рухнула, и без малого четверть века золоченый шпиль над Невой отсутствовал в панораме города. А новая фигура ангела, изготовленная по модели Антонио Ринальди, лишь в 1778 г. заняла место у креста, венчающего колокольню. Кстати, сразу вслед за этим кирпичные бастионы крепости со стороны Невы стали «одевать в камень» — не из стратегических соображений, а для общего благоустройства столицы: как раз тогда строились гранитные невские набережные.

В 1858 г. инженер Дм. Журавский заменил деревянный каркас шпиля на металлический, изготовленный на Камско-Воткинском железоделательном заводе.

В результате колокольня выросла до 122,5 метров (в петровское время она была на 17 м ниже). Медная фигура ангела у шестиметрового креста над шпилем была закреплена таким образом, что под напором ветра разворачивалась (это обеспечивало ей устойчивость). Размер и рисунок фигуры были изменены, но исследователи не могут ответить точно, какой скульптор сделал новую модель, предполагается, что это Роберт Залеман.

Еще один ангел появился над куполом храма святой Екатерины на Васильевском острове (у Тучкова моста). Время строительства этой церкви — 1811–1823 гг. — расцвет русского классицизма. Архитектор А. Михайлов, окончивший с золотой медалью Академию художеств, имел право поездки в Италию, где мог бы видеть римского Ангела, но с 1793 г. русских художников за границу не выпускали (чтобы не заразились революционными идеями якобинцев). Пришлось довольствоваться многочисленными гравированными видами и планами, а также рассказами более удачливых соучеников старших выпусков. Жертвовали на строительство этого храма купцы Кусовы (соучредители российско-американской компании, строившей торговые фактории на восточном побережье Америки и финансировавшей кругосветные экспедиции). Скульптура ангела, вырезанная из дерева охтинскими резчиками артели Гусева, была обшита свинцовыми листами. Автор модели — Иван Прокофьев, ваятель, работы которого украшают Казанский собор, Петергоф и Павловск. Ангел с крестом над куполом Екатерининской церкви был виден с кораблей, прибывших в Петербург по Малой Неве, где находились причалы торгового порта.

Ангел Александровской колонны далеко не сразу появился в проекте памятника. Сначала, в 1829 г., Монферран предполагал соорудить памятник Александру 1 на Дворцовой площади в виде обелиска, но Николай 1 повелел ставить колонну. В этом был явный намек на Вандомскую колонну в Париже, увенчанную статуей Наполеона Бонапарта. Монумент победителю Наполеона непременно должен был превосходить парижский по высоте. Открытая в день святого Александра Невского, 30 августа 1834 г., колонна была действительно на 4 метра выше Вандомской. Но главная особенность — в завершении. Скульптор Б. Орловский работал над разными вариантами. В итоге, над колонной — памятником императору — была воздвигнута скульптура небесного посланника: благословляющий Ангел с крестом, попирающий змея, — удивительно емкий символ. Ангел Александровской колонны — защитник города. Более того, в центре столицы Империи — Ангел-хранитель символически простирает крылья над всей Россией.

В столице были храмы, где в престольные праздники собирались кавалеры высших орденов Империи: Андрея Первозванного — в Андреевском на Васильевском острове, Александра Невского — в Троицком и Александро-Невской лавре, Святого Владимира — в Князь-Владимирском на Петроградской стороне. Так вот, над входами в эти соборы фигуры ангелов поддерживают знаки соответствующего ордена.

Ангельский хоровод описывает стены Троицко-Измайловского собора, построенного В. Стасовым. Здесь в нишах у входа возвышаются архангелы Гавриил и Михаил, изваянные С. Гальбергом.

Как правило, небесное воинство изображается повыше, ближе к небу: во фронтонах портиков, над карнизами. Так, ангелы-попутчики воздвигают крест над католическим костелом на Невском, там же коленопреклоненный ангел венчает немецкую Петеркирхе, на фасаде голландской церкви два ангела овевают крыльями книгу Священного Писания.

Скорбящий ангел-хранитель — излюбленный мотив кладбищенской скульптуры. Как писала Анна Ахматова, «ржавый ангелок сухие слезы льет». Правда, на Смоленском, которому посвящены эти стихи, статуй почти не сохранилось. Но в Петербурге есть единственный в своем роде музей городской скульптуры, который хранит надгробия, — Александро-Невская лавра. Здесь и сурово-мрачный ангел, склонившийся к погребальной урне (памятник Корнеевой, исполненный И. Мартосом), и грациозный мраморный вестник, молитвенно сложивший руки (привезенное из Флоренции надгробие княгини Кочубей работы А. Костоли).

Удивительно, что на разоренном в советские годы кладбище при Новодевичьем монастыре (Московский пр.) сохранились бронзовые скульптуры ангелов и изваяние Христа в полный рост. В Петербурге всего два таких изображения: второе — на немецком Волковском кладбище.

Если задаться целью и подсчитать, где в Петербурге больше ангелов, на первое место выйдет Исаакиевский собор. На его фасаде 115 скульптур и рельефов, изображающих небесных вестников. Архангелы на аттике держат терновый венец (напоминание о страстях Христовых), пальмовые ветви (знак победы), книги (образ Священного Писания). Под сводами портиков — многочисленные головки херувимов. Колоннаду купола окружают 24 статуи ангелов с различными библейскими символами (их выполнил скульптор И. Герман). Большинство скульптур создано в 1841–1855 гг. И. Витали.

И вот что странно и замечательно: христианские символы мирно сосуществуют с античными образами. Рядом с ангелами распростирают свои крылья языческие гении — олицетворение некоего творческого начала (от латинского genius — рождать). Гений не возвещает, как ангел, а сам по себе являет определенное понятие. Крылатые гении Славы и Победы изображаются с лавровыми ветвями в руках.
Первый скульптурный символ Победы появился в Летнем саду: группа «Победа и Мир», посвященная окончанию Северной войны. Крылатая Ника-Виктория с лаврами и пальмами изображена рядом с девой, попирающей знамя, пушечный ствол и щит — знаки войны, и держащей рог изобилия и угасший факел — символ мирной жизни. Крылатые гении на здании Главного штаба, в соответствии с канонами символики, опираются на шары — знак земной сферы, по которой летит молва о подвигах героев. Полны энергии изваянные И. Теребеневым гении, скрестившие знамена над арками Адмиралтейства.

Колонны Победы на Конногвардейском бульваре увенчаны скульптурами крылатых дев (они присланы в дар Николаю I из Берлина от прусского короля, на сестре которого был женат русский царь).

Своеобразное смешение символов обнаруживается в скульптурном декоре Московских триумфальных ворот. Б. Орловский поместил на аттике тридцать фигур крылатых гениев: Мира, Изобилия, Победы, Славы. Они держат щиты с гербами российских городов и губерний, что позволяет истолковать композицию, как сонм ангелов-хранителей, оберегающих сынов Отечества.

Дата: 21.09.2009
Вера Васильева
"Петербургский строительный рынок" 9-10(121)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!