|
|||||
1 стр. из 1 Президент Ассоциации строителей России Николай КОШМАН направил министру регионального развития РФ Виктору БАСАРГИНУ подготовленный специалистами АСР документ, содержащий комментарии и предложения по поводу Справки обоснования необходимости выхода строительной отрасли из сферы действия Федерального закона «О техническом регулировании» и создания отраслевой системы технического регулирования Минрегиона России. «В Ассоциации строителей России внимательно изучена Справка обоснования необходимости выхода строительной отрасли из сферы действия Федерального закона «О техническом регулировании» и создания отраслевой системы технического регулирования, подготовленная специалистами Министерства регионального развития Российской Федерации, — отмечает Николай Кошман. — Как следует из названия справки, ее авторы предлагают исключить строительную отрасль из сферы регулирования Федерального закона № 184-ФЗ от 27.12.2007 г. «О техническом регулировании». При этом предполагается, что для строительной отрасли будет создана некая «отраслевая система технического регулирования». Вместе с тем, авторами cправки не сформулировано каких-либо конкретных предложений ни по урегулированию ситуации в области технического регулирования в строительстве в целом, ни по механизмам вывода строительной отрасли из сферы действия Федерального закона «О техническом регулировании» в частности». Признавая справедливость замечаний, касающихся недостатков Федерального закона «О техническом регулировании», таких, например, как игнорирование специфики строительной продукции (зданий, строений, сооружений) как объектов технического регулирования, невозможность включения в технические регламенты всего объема обязательных требований к безопасности строительной продукции и т. д., специалисты АСР считают необходимым отметить, что причинами тревожной ситуации, сложившейся в области реализации реформы технического регулирования в строительстве, являются не только и не столько указанные выше недостатки. Так, концептуальные инновации, привнесенные Федеральным законом «О техническом регулировании», отчасти были связаны с необходимостью создания условий для ускорения процесса внедрения достижений технического прогресса в реальное производство. Для решения этой задачи необходимо было создать альтернативную модель разработки и утверждения нормативных технических документов и стимулировать предприятия реальной экономики к участию в техническом регулировании по схеме «стандарт организации — национальный стандарт — свод правил» с соответствующей оценкой соответствия, обязательной, если указанные документы будут обеспечивать исполнение требований к безопасности, или добровольной, если они будут обеспечивать требования к качеству. В основу схемы технического регулирования, закрепленной Федеральным законом «О техническом регулировании», были положены принципы разделения в системе нормативной технической документации исключительной ответственности государства (безопасность объектов технического регулирования) и ответственности субъектов бизнеса (качество объектов), а также высокой активности проектных и строительных организаций в области разработки нормативных технических документов. Подобные представления привели к тому, что сначала в тексте Федерального закона «О техническом регулировании», а затем и в принятых в его развитие постановлениях Правительства Российской Федерации и других подзаконных актах было закреплено, что субъектами разработки нормативных технических документов могут быть любые лица (по умолчанию — субъекты бизнеса). При этом не было учтено, что используемая в Федеральном законе «О техническом регулировании» конструкция «любые лица» может работать исключительно при наличии организационных стимулов, которые стали складываться только в последнее время в связи с введением в градостроительную деятельность института саморегулирования. На сегодняшний день, по мнению Николая Кошмана, уже стало очевидным то, что было и так ясно специалистам с самого начала переходного периода, — для преимущественно ориентированного на российский рынок строительного бизнеса нет никаких стимулов к разработке нормативных документов, а редкие исключения не могут снять проблему в ее целостности. Таким образом, реформирование системы технического регулирования в строительной отрасли столкнулось с практически полным отсутствием субъектов, принимающих на себя ответственность за разработку нормативных технических документов, и, главное, с отсутствием субъекта, ответственного за систему технического регулирования в целом. Следует также отметить, считают эксперты АСР, что введенное Федеральным законом «О техническом регулировании» разделение нормативных технических документов, в зависимости от их нормативного статуса, на обязательные (технические регламенты) и добровольные (национальные стандарты и своды правил) создало довольно сложную правовую конструкцию, отличную от существовавшей ранее, при которой все нормативные технические документы являлись обязательными. В результате возникла необходимость создания специального правового и административного механизма, который обеспечивал бы организационную и правовую связь между документами разного нормативного статуса, а также стимулировал бы обязательное выполнение строительными организациями документов добровольного применения, не нарушая при этом избыточным регулированием их технологическую инициативу и активность. Непосредственное применение положений законодательства о техническом регулировании к сложившейся системе нормативных технических документов в строительстве столкнулось с ее большим объемом, довольно сложной структурой и, главное, отсутствием внятных методических материалов по работе с ней. «Указанные обстоятельства, усугуб-ленные наличием объективных недостатков Федерального закона «О техническом регулировании», привели к тому, что за почти семилетний период действия Федерального закона «О техническом регулировании» применительно к строительной отрасли не сделано практически ничего значимого в части его реализации, — заявляет руководство АСР. — Представляется очевидным, что сегодня в России отсутствует единая, грамотно выстроенная и согласованная нормативная база для регулирования деятельности в основных отраслях промышленности. Закономерно, что в такой ситуации вхождение России в мировое экономическое пространство на паритетных началах исключено». Кроме того, по мнению экспертов, следует учитывать, что многочисленные усилия по реформированию сложившейся в России системы технического регулирования без ориентировки на определенную модель, в том числе из числа тех, которые успешно реализованы в других странах, будут крайне неэффективными. В этих условиях, на взгляд специалистов АСР, возможно несколько способов разрешения ситуации, сложившейся в настоящее время в области реформирования системы технического регулирования в строительстве. Способ 1 Способ 2 Способ 3 Дата: 27.10.2009 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 7(79)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||