Портам Северо-Запада предстоит развиваться активнее

1 стр. из 1

На международном Балтийском транспортном форуме, прошедшем 9–10 сентября в Калининграде, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Александр ДАВЫДЕНКО выступил с докладом «Обзор инфраструктурных проектов в портах стран Балтийского региона. Роль российских портов Северо-Запада в обеспечении потребностей экономики страны».

В начале своего выступления глава Росморречфлота Минтранса РФ подчеркнул, что нынешний год знаменателен для отрасли — отмечается 200-летний юбилей транспортного ведомства и образования на транспорте России. 20 ноября 1809 г. произошло главное историческое событие — вышел Манифест императора Александра I, которым были учреждены Управление водными и сухопутными сообщениями и Институт корпуса инженеров путей сообщения. Проведение Балтийского транспортного форума приурочено к этой знаменательной для нас дате. Александр Давыденко напомнил, что морские порты России играют главенствующую роль в обеспечении экспортно-импортных перевозок. Соответственно, в современных условиях развитие и совершенствование инфраструктуры морского транспорта становятся одними из важнейших факторов содействия экономическому росту страны и должны способствовать превращению географических особенностей России в ее конкурентное преимущество.

В Транспортной стратегии России до 2030 г. вопрос реализации транзитного потенциала страны обозначен как один из приоритетных. Балтийский регион, в свою очередь, занимает выгодное географическое положение в Евразийской транспортной системе, связывая Россию с крупнейшими мировыми рынками Центральной и Восточной Европы, странами Балтии и государствами СНГ.

В морских портах Северо-Западного бассейна в 2008 г. было переработано 47% от общего объема перевалки грузов всеми портами Российской Федерации. Через порты Северо-Запада перевезено 54% всех экспортно-импортных грузов России.

Основной проблемой для порта «Калининград» Александр Давыденко назвал стесненность территорий и сложность транспортных подходов, включая Калининградский морской канал. При этом перспективы развития связываются со строительством глубоководного портового комплекса в Калининградском заливе. Минтрансом России согласовано место строительства — северо-восточная часть полуострова Бальг. Проект предусматривает возведение ряда терминалов, включая контейнерный и нефтеналивной. В настоящее время разрабатывается техническое задание на строительство и ведется детальная проработка специализации терминалов и перспективной грузовой базы.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации ведется активная работа по поддержанию устойчивого сообщения между Калининградской и Ленинградской областями.

В 2008 г. существенно вырос грузооборот паромных перевозок между портами «Балтийск» и «Усть-Луга».

В рамках действующей ФЦП в этом году предусмотрено завершение строительства железнодорожно-паромного комплекса в порту «Балтийск».

Порт «Усть-Луга», по словам главы Росморречфлота, является ключевым объектом развития портов Балтийского региона России. Строительство порта, как известно, проводится с использованием государственно-частного партнерства. Грузооборот порта за 7 месяцев 2009 г. составил 5,4 млн т (прирост — 36,1%). Расчетный грузооборот порта, предусмотренный генпланом развития, составляет 120,6 млн т (без БТС-2).

«Хочу отметить, что в порту «Усть-Луга» реализуется проект «Юг-2» с использованием средств Инвестиционного фонда и механизмов ГЧП, — продолжил Александр Давыденко. — В рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)» предусмотрено выделение средств на формирование акваторий южной и северной частей порта. Правительством Российской Федерации в ноябре 2008 г. принято решение о проведении в порту «Усть-Луга» 2-го этапа строительства Балтийской трубопроводной системы с нефтеперевалочным терминалом мощностью 50 млн т в год. Инвестор строительства — АК «Транснефть». Росморречфлоту поручено выполнение работ по формированию акватории порта для приема судов с осадкой до 15 м, то есть увеличить габаритные глубины до 17,5 м».

Крупнейшим портом Северо-Западного бассейна является Большой порт «Санкт-Петербург». В 2009 г. начата эксплуатация морского пассажирского терминала на Васильевском острове — первого на Северо-Западе комплекса, способного принимать современные круизные суда. К настоящему времени обработано более 100 судов и обслужено более 230 тыс. пассажиров.

В ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)» дальнейшее развитие порта предусматривается в районах Бронки, Ломоносова и Кронштадта. Запланированы реконструкция акватории и причалов, завершение строительства пассажирского терминала. Проект осуществляется с применением механизмов ГЧП.

Порт «Приморск» — крупнейший порт по перевалке нефти и нефтепродуктов в Северо-Западном регионе России, здесь перерабатывается более 75 млн т нефтепродуктов в год. Генеральной схемой развития порта предусмотрено строительство перегрузочных мощностей для перевалки 106 млн т грузов в год. Ввод в эксплуатацию первой очереди проекта (учитывая, что дизтопливо будет поставляться на морской терминал по трубопроводу Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск, проект «Север») позволит создать конкурентные схемы экспорта российских нефтепродуктов.

В ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)» также предусмотрено развитие портов «Высоцк» и «Выборг». Реконструкция объектов инфраструктуры в порту «Высоцк» позволит увеличить объемы отгрузки угля на экспорт до 10 млн т в год с перспективой до 15 млн. Мощности распределительно-перевалочного комплекса (РПК) нефтепродуктов могут быть увеличены с 12,5 до 15–16 млн т в год.

Порт «Мурманск» — важнейший транспортный узел на Севере России, незамерзающий порт, конечная точка Севморпути на западе. Как отметил Александр Давыденко, Мурманск может стать центральной точкой пересечения сразу нескольких интермодальных транспортных коридоров, соединяющих Европу, Америку и Азию. За 7 месяцев 2009 г. в порту переработано 21,8 млн т грузов, рост по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. составил 41,5% (за счет увеличения перевалки нефти на 5,5 млн т и угля на 1 млн. т). В соответствии с утвержденной Генеральной схемой развития Мурманского транспортного узла суммарный грузооборот порта к 2015 г. должен составить около 80 млн т.

ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)» предусматривает комплексную модернизацию и строительство новых железных и автомобильных дорог и подходов, транспортных развязок, портовых терминалов и информационно-коммуникационной инфраструктуры Мурманского транспортного узла. Структура проекта включает в себя развитие порта как на западном, так и на восточном берегу Кольского залива. Для реализации этого масштабного плана специально создана Управляющая компания ОАО «Мурманский транспортный узел». Также планируется создание в Мурманской области особой экономической портовой зоны.

«Старейшим портом России является порт «Архангельск», — продолжил Александр Давыденко. — Он находится в устье реки Северная Двина, общая длина подходного канала — 55 км, что существенно снижает его конкурентоспособность и препятствует увеличению объемов перевалки грузов. Развитие морских перевозок в Архангельской области предполагается осуществить за счет строительства в районе губы Сухое море, в 60 км севернее Архангельска, нового глубоководного порта, который должен обеспечивать круглогодичную перевалку грузов на суда грузоподъемностью до 50 тыс. тонн». Строительство нового глубоководного порта предполагается вести с использованием государственно-частного партненрства.

Глава Росморречфлота отметил также динамично развивающийся нефтеотгрузочный терминал порта «Варандей» в Ненецком автономном округе. Его пропускная способность достигает 12 млн т в год. Здесь в арктических условиях применяются уникальные технологии перекачки и перегрузки нефти. «Работают также северные порты «Кандалакша», «Дудинка», «Нарьян-Мар» и другие, где предусмотрена реконструкция гидротехнических сооружений, находящихся в федеральной собственности», — завершил обзор Александр Давыденко.

Далее глава Росморречфлота уделил внимание проблемам безопасности и сообщил, в частности, что в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)» для Северо-Западного региона предусмотрено строительство 33-х единиц флота специального назначения (3 ледокола, 9 аварийно-спасательных судов, 18 обслуживающих судов, 3 гидрографических судна), предназначенных для выполнения аварийно-спасательных операций и ликвидации разливов нефти.

«Часто приходится слышать, что России не надо развивать портовые комплексы, тем более тратить на это федеральные средства, — затронул Александр Давыденко следующую тему. — Хочу отметить, что зарубежные порты на Балтике, например «Клайпеда» или «Рига», в целях привлечения грузопотоков и инвестиций, а также повышения конкурентоспособности постоянно увеличивают свои портовые мощности, в том числе планируют строительство новых контейнерных терминалов, планомерно осуществляют дноуглубительные работы на акватории и подходных каналах. Кстати, оба порта в 2008 г. переработали по 30 млн тонн грузов каждый». При этом, по словам выступавшего, в планах порта «Клайпеда» строительство специализированных терминалов, пассажирского и грузового, увеличение глубин на подходном канале и у причальной линии до 17 и 15 м соответственно, создание свободной экономической зоны. В планах рижского порта также реконструкция и расширение судоходных путей, реконструкция оградительных молов, строительство новых грузовых терминалов различного назначения и пассажирского терминала, обновление портового флота. Для дальнейшего развития порту передано 800 га площадей. Разработан амбициозный план по перемещению мощностей порта из черты города к устью Западной Двины.

Для России же, по мнению главы Росморречфлота, механизм государственно-частного партнерства становится ключевым инструментом, обеспечивающим привлечение внебюджетных средств в развитие транспортной отрасли и повышающим ее инвестиционную привлекательность для частных инвесторов.

Кстати, по приведенным в докладе данным, в морских портах Российской Федерации с 2000 по 2006 гг. на 1 рубль бюджетных средств привлекалось 10 рублей частных инвестиций. Это дало возможность за указанный период вдвое увеличить перегрузочные мощности и превысить объемы перевалки грузов всех портов СССР в самый благоприятный для них период (423 млн. тонн).
«Развивая инфраструктуру портов Северо-Западного региона, мы сможем повысить их конкурентоспособность, привлечь новые грузопотоки и инвестиции, увеличить объемы и обеспечить безопасность перевозок грузов и пассажиров, — завершил выступление Александр Давыденко. — Тем самым мы сможем выполнить поставленные перед транспортной отраслью задачи по обеспечению потребностей экономики страны и реализовать транзитный потенциал Российской Федерации».

Дата: 27.10.2009
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 7(79)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!